Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Организация системы работы по предупреждению неуспеваемости учащихся основной школы по математике
ВВЕДЕНИЕ
Для современного общества актуальной проблемой является повышение качества математического образования. Математику считают ведущей силой многих наук, поэтому обучение школьников по дисциплинам естественно-математического и технического профиля напрямую зависит от их уровня математических знаний. В настоящее время отмечается снижение результатов обучения по дисциплине «Математика», это подтверждается как итогом выполнения текущих и административных контрольных работ, ОГЭ, так и количеством обучающихся с углубленным изучением математики (включая ЕГЭ), которые выбирают профильные курсы для изучения данного предмета.
Неуспеваемость школьников по программе математического образования в школах является неотъемлемой частью образования в целом. Она указывает на основные проблемы педагогического процесса, с помощью анализа которых удается упростить подачу сложного материала и сконцентрироваться на конкретных пробелах учащихся. Высокий уровень неуспеваемости школьников становится серьезной проблемой как для школьников, так и для учителя.
Актуальность исследования школьной неуспеваемости обусловлена ее устойчивостью во времени. Несмотря на обширный арсенал методик и рекомендаций по профилактике и коррекции трудностей в обучении, проблема школьной неуспеваемости остается одной из острых в современной системе образования. Ее масштабы влияют на качество подготовки будущих поколений, снижая общественный потенциал и увеличивая социальную напряженность. Системная работа в этом направлении - залог успешного будущего для каждого ребенка и общества в целом.
………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ НЕУСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ ПО МАТЕМАТИКЕ
1.1 Виды и причины неуспеваемости
В общем понимании, неуспеваемость представляет собой задержку в освоении учебного материала по разным предметам или конкретным дисциплинам. Это явление возникает в результате временных или постоянных отклонений от намеченного учебного плана. Учащимся математики приходится сталкиваться с таким понятием, как неуспешность. Существует несколько видов этой проблемы: это нежелание учеников выполнять определенные требования школьной программы, отсутствие интереса к учебному процессу и педагогическая запущенность учащихся. В основе неуспеваемости лежит отставание обучающихся от требований образовательных программ и стандартов,
из-за чего дальнейшее обучение становится невозможным. У учеников, которые не могут справиться с домашними заданиями и учебным материалом, отсутствует интерес к учебе, они становятся менее успешными в обучении.
Школьники начинают относиться отрицательно к процессу обучения и к учителю. Как результат, их школьная успеваемость ухудшается, они дезорганизуют класс, некоторые выбирают путь проблемных подростков. Влияние на успеваемость школьников оказывают различные нарушения в функционировании анализаторов (проблемы со слухом, зрением, речью), наследственные, врожденные и приобретенные заболевания, отставание в физическом и умственном развитии. Коменский Я.А. был одним из первых авторов, который начал искать теоретическую основу для решения практических вопросов успешности воспитания и обучения. Он ставил перед собой задачу - создать педагогику, обеспечивающую гарантированный успех без возможности провала, и стремился к тому, чтобы в школах было больше свободного времени, радости и настоящего успеха.
По мнению Новикова Н.И., успешность воспитания заключается в том, чтобы вырастить образованных и счастливых, полезных и добрых граждан из детей. Он придавал большое значение примеру и авторитету родителей, которые, играют большую роль в процессе семейного воспитания и образования. Изучение проблемы неуспеваемости и определение ее способов предотвращения требуют использования двух понятий: неуспеваемость и отставание. Сводя имеющуюся информацию из литературы и опыта, мы можем дать следующее предварительное определение этих понятий [3]. Неуспеваемость, по мнению Гильбуха Ю.З., можно подразделить на общую и специфическую. Специфическое отставание, затрагивает один из этих предметов, при сохранении удовлетворительных или хороших результатов по остальным предметам.
При общем и специфическом отставании определяется круг причин, которые являются предметом анализа при определении причин трудностей. Часто наблюдаются различные отклонения от индивидуального оптимума учебной деятельности. Способности этих детей не полностью реализуются, их умственное развитие совершенствуется медленнее, чем могло бы быть в условиях индивидуальной дифференциации.
Процесс возникновения затруднений в обучении математике может происходить на различных стадиях учебной деятельности:
1. Для того, чтобы контролировать процесс обучения на уроке «Математике», нужно проводить контроль за тем, как ученики справляются с трудными заданиями. Важно отслеживать усвоение материала учениками, которые не посещали предыдущие занятия по математике.
2. При представлении нового материала во время урока важно проверять, насколько ученики усвоили ключевые понятия, входящие в содержание предмета. Одним из действенных методов является вовлечение учащихся, испытывающих трудности в учебе, в создание схем, плакатов и поиск дополнительной информации по рассматриваемой теме, необходимо поощрять задавание вопросов, связанных с темой урока [25].
3. ………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агафонов А.А. О необходимости обучения педагогов и систематического повышения его квалификации // В сборнике: Инновационное развитие науки и образования. Сборник статей II Международной научно–практической конференции. В 2 частях. Ответственный редактор Гуляев Герман Юрьевич, 2022. - С. 226-228.
2. Алимов Ш.А. Математика: алгебра и начала математического анализа, геометрия. Алгебра и начала математического анализа. 7 класс: учебник для общеобразовательных организаций / Ш.А. Алимов, Ю.М. Колягин, М.В. Ткачев, Н.Е. Федорова, М.И. Шабунин и [др.] 3-е изд. - Москва: Просвещение, 2019. 463 с.
3. Антонова И.В. О дифференцированной работе с учащимися при обучении математике в общеобразовательной школе // Научное отражение, 2020. -Москва. - №5-6. - С. 17-20.
4. Ануфриев А.Ф., Костромина С.Н. Трудности в обучении детей: учебник / А,Ф. Ануфриев. - Москва, 2022. - С.15.
5. Бабанский Ю.К. Об изучении причин неуспеваемости школьников. - Москва.: Академия, 2019. - 290с.
………………………………………..