Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Роль межбюджетных трансферов в формировании доходов региональных бюджетов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Межбюджетные отношения играют существенную роль в реализации бюджетной политики любого государства. Основой межбюджетных отношений является разграничение расходных полномочий, доходных источников и источников финансирования дефицита бюджета между уровнями власти. С помощью выстроенной системы межбюджетных отношений государство имеет возможность сосредотачивать финансовые ресурсы на решающих участках социального и экономического развития в субъектах РФ, обеспечивает их равные права на развитие территорий, перераспределяет национальный доход между отраслями, территориями, сферами общественной деятельности, развитию которых в настоящее время мешают введенные санкции против России. Следовательно, возникает необходимость формирования оптимальной системы межбюджетных отношений, которая должна обеспечивать эффективный механизм сбалансированности бюджетов всех уровней. Отсутствие сбалансированности бюджетов, целесообразность передачи полномочий на другой уровень бюджетной системы, потребность в софинансировании расходных обязательств порождают необходимость возникновения и применения повышение эффективности взаимодействия публично-правовых образований при осуществлении межбюджетных отношений как в теоретическом, так и в практическом аспектах.
………………………………………..
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭФФЕКТИВНОСТИ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ТРАНСФЕРОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ РЕГИОНАЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ
1.1. Понятие, сущность, функции и роль межбюджетных трансферов в формировании доходов региональных бюджетов
Бюджеты субъектов Российской Федерации - неотъемлемая часть бюджетной системы, формирование которых напрямую влияет на уровень развития каждого субъекта. Финансовые возможности регионов нашей страны существенно отличаются между собой, что в значительной мере зависит от географических и климатических условий, уровню развития сельского хозяйства и промышленности, количеству проживающего населения и иных факторов. Зачастую количество денежных средств в субъектах Российской Федерации недостаточно для осуществления важнейших направлений государственной политики, таких как здравоохранение, образование, социальная политика, экономика и других, которые оказывают влияние на благополучие жизни населения. Поэтому у регионов возникает необходимость в получении помощи от бюджетов других регионов или федерального бюджета, которая осуществляется в виде межбюджетных трансфертов [17, c. 43].
Бюджетный кодекс РФ дает следующие определение межбюджетных трансфертов - это средства, предоставляемые одним бюджетом бюджетной системы Российской Федерации другому бюджету бюджетной системы Российской Федерации.
Из федерального бюджета межбюджетные трансферты регионам России предоставляются в формах, представленных на рисунке 1.1, которые различаются между собой по назначению и условиям предоставления [4] (Приложение 1).
Рисунок 1.1 - Межбюджетные трансферты, предоставляемые регионам РФ [4]
Субсидии являются условным трансфертом, подразумевающим, что их получатель по¬тратит выделенную сумму на заранее обозначенные цели, то есть нацелены на финан¬сирование расходных обязательств получателя [17, c. 46].
Традиционно считается, что субсидии - инструмент, направленный на стимулирование экономического развития, поскольку вышестоящий уровень определяет ряд «прорывных» направлений, где финансовые ре¬сурсы будут работать с максимальной отдачей, и обозначает их. Кроме того, субсидии подразумевают софинансирование. Это означает, что у регионального бюджета есть воз¬можность получить определенную долю средств на реализацию конкретных направлений, обозначенных федеральным центром, только если в нем будет заложена доля средств на софинансирование этих направлений. Более того, порядок определения необходимой доли софинансирования со стороны регионального бюджета подразумевает, что наи¬более развитые регионы должны обеспечить более высокую долю финансового участия по сравнению с менее развитыми. Принцип различной необходимой доли финансового участия для получения регионами субсидий действует в России уже давно.
Дотации - вид межбюджетных трансфертов, не предусматривающий необходимость их расходования на какой-то определенный функционал. Несмотря на то, что дотации не предусматривают расходование на определенные цели, их нельзя счи¬тать безусловным видом трансфертов, поскольку их предоставление регионам предполага¬ет подписание соглашений с Минфином России. Эти соглашения сопряжены с принятием регионами на себя определенных обязательств, невыполнение которых в дальнейшем влечет ряд санкций. В текущей практике межбюджетных отношений в России распространены два основ¬ных вида дотаций: на выравнивание бюджетной обеспеченности и на сбалансированность. По сути дотации представляют собой инструмент роста «справедливости» в отношении распределения средств общественного сектора между бюджетами регионов [17, c. 61].
………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020)
2. Федеральный закон от 27.05.2003 N 58-ФЗ (ред. от 14.02.2024) О системе государственной службы Российской Федерации (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.03.2024)
3. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 08.08.2024) О государственной гражданской службе Российской Федерации
4. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.12.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2025)
5. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 N 7-ФКЗ (ред. от 26.12.2024) «О принятии в Российскую Федерацию Запорожской области и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Запорожской области»
………………………………………..