Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Организация взаимодействия дошкольников с природой в летний оздоровительный период как условие экологического воспитания.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире состояние окружающей среды вызывает тревогу в обществе, остро стоит проблема взаимодействия природы и человека. Перед педагогами дошкольных образовательных организаций стоят важнейшие задачи: сформировать ценностное отношение к миру природы, экологическое сознание личности, ориентированной на отсутствие противопоставления человека и природы, главной же задачей является воспитание у дошкольников личностного отношения к природе, как жизненно важной ценности, осознание реб?нком своего места в природе и своей роли в е? сохранении. К сожалению, среди современного подрастающего поколения преобладает потребительский подход к природе. Осознание природы как ценности, активное отношение к проблемам природопользования и охраны природы практически не включено в систему личных ценностей, не является частью моральных убеждений. В качестве одной из основных причин этого негативного факта может быть названа недостаточная методологическая грамотность педагогов в организации экологической работы с дошкольниками.
…………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ
1.1. Проблемы взаимодействия детей с окружающей средой в отечественной и зарубежной педагогике
В педагогической науке термин «экологическое воспитание» появился сравнительно недавно, но проблема взаимодействия человека и окружающей среды, природы с различных точек зрения рассматривалась на протяжении всей истории педагогической мысли. В связи с актуализацией идей экологического воспитания особое значение приобретают сегодня прошедшие красной нитью через педагогические учения нескольких столетий идеи природо- и культуросообразности воспитания, выражающие стремление рассматривать процесс образования и воспитания с позиций целостности человеческой личности, единства Человека и Природы, Общества и Космоса (Я.А.Коменский, Ж.-Ж.Руссо, И.Г.Песталоцци, А.Дистервег и др.).
У Я.А. Коменского человек предстает как «микрокосм». Подобный взгляд вел к признанию особых закономерностей формирования личности, тесно взаимосвязанных с глобальными законами природы. Природное в человеке, считал Я.А. Коменский, обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Исходя из этого, он формулирует как закономерность воспитания принцип самодеятельности воспитанника в осмыслении и деятельном освоении мира. Признавая индивидуальность природных задатков, Я.А. Коменский усматривал цель воспитания в их раскрытии. Эта цель может быть достигнута при соблюдении определенной последовательности обучения: вначале посредством развития чувств дети должны ознакомиться с окружающими предметами и явлениями, затем усвоить образы окружающего мира и, наконец, научиться действовать с помощью руки и речи, опираясь на приобретенные знания, умения, навыки [25, с. 67].
Ян Амос Коменский выводил законы обучения и воспитания, исходя из законов природы. В книге отмечается, что образование человека с наибольшей пользой происходит в раннем возрасте. Именно в раннем возрасте ему легче привить какие-то полезные идеи, исправить недостатки. И доказывается это принципом природосообразности. Все рождающиеся существа таковы, что усваивают все легче и лучше в раннем возрасте.
Воск легче лепится, если он горячий. Неровности ствола дерева можно исправить, если дерево маленькое.
Как видим, Ян Амос Коменский подметил самую суть вопроса о взаимоотношении природы и человека. Уже в те времена педагогом было выведено важнейшее экологическое положение о связи человека и природы, о их неотделимости друг от друга.
Принцип природосообразности получил последовательное выражение в дидактике Я.А. Коменского, прежде всего, в так называемом естественном методе образования, который, по мысли ученого, обеспечивал необходимое соответствие природных законов и законов педагогических. Разрабатывая основы образования, условия эффективности педагогического процесса в «Великой дидактике», описание каждой из своих педагогических позиций он предваряет формулировкой одного из законов природы. «Природа тщательно приспособляется к удобному времени»,- пишет Я.А. Коменский и делает заключение: «Образование человека нужно начинать в весну жизни, т.е. в детстве. Утренние часы для занятий наиболее удобны. Все, подлежащее изучению, должно быть распределено сообразно ступеням возраста так, чтобы предлагалось для изучения только то, что доступно восприятию в каждом возрасте». В формулировках своих педагогических законов он основывается на законах природы: «Природа подготавливает себе материал, прежде чем начинает придавать ему форму. Всякое формирование природа начинает с самого общего и кончает особенным. Природа не делает скачков, а идет вперед постепенно. Начав что-либо, природа не останавливается, пока не доведет дело до конца. Природа тщательно избегает всего противоречивого и вредного. Природа ничем не пренебрегает из того, что является полезным в будущем для того тела, которое она создает. Природа пускает корни глубоко...» [25, с. 120].
…………………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Алехин А.Ю. Общие методы обучения в школе / А.Ю. Алехин. – Красноярск, 2019. – 234 с.
2 Арефьева О.М. Особенности формирования коммуникативных универсальных учебных умений младших школьников / О.М. Арефьева // Начальная школа плюс до и после. – 2022. – № 3. – С. 56-80.
3 Бабанский Ю.К. Педагогика / Ю.К. Бабанский. – М.: Просвещение, 2019. – 23 с.
4 Бешенков, С.А. Моделирование и формализация [Текст] : метод. пособие / С.А. Бешенков. – М. : БИНОМ. Лаборатория знаний, 2022. – 336 с.
5 Беспалько В.П. Природосообразная педагогика / В.П. Беспалько. – М., 2019. – 456 с.
6 Беспалько В.П. Природосообразная педагогика / В.П.Беспалько. – М.: Народное образование, 2019. – 512 с.
…………………………………………………..