Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психологические факторы выбора профессии и профессионального пути у современных подростков
Введение
Актуальность исследования. В условиях динамично меняющегося рынка труда и появления новых профессий проблема профессионального самоопределения подростков приобретает особую значимость. Многообразие профессиональных сфер и отсутствие у школьников достаточного опыта и знаний о мире профессий затрудняют осознанный выбор будущей специальности. Нередко подростки руководствуются престижностью профессии, не учитывая свои реальные интересы и способности, что приводит к разочарованию и неудовлетворенности в дальнейшем. Поэтому актуальной задачей является оказание своевременной психологической поддержки старшеклассникам в процессе профессионального самоопределения, помощь в осознании своих склонностей, личностных особенностей и соотнесении их с требованиями различных профессий. Значимую роль в выборе профессионального пути играют индивидуальные качества личности, мотивация, ценностные ориентации. Все это обусловливает необходимость комплексного изучения психологических факторов, влияющих на профессиональное самоопределение современных подростков.
………………………………….
Глава 1. Теоретические основы профессионального самоопределения подростков
1.1 Психологические особенности подросткового возраста
Подростковый возраст является одним из наиболее сложных и важных периодов в жизни человека. Этот этап характеризуется интенсивным физическим и психическим развитием, формированием самосознания, системы ценностей и социальных установок [Божович, 1995]. Подростковый период связан с перестройкой ранее сложившихся психологических структур и возникновением новых, которые определяют все стороны психического развития: познавательную, эмоциональную, мотивационную и социальную [Выготский, 1984].
Центральным новообразованием подросткового возраста является формирование самосознания и устойчивого образа «Я». Подросток начинает осознавать свою индивидуальность, уникальность и непохожесть на других. Происходит активное развитие рефлексии, стремление к самопознанию и самоанализу [Эльконин, 1989]. «Подросток начинает всматриваться в самого себя, как бы открывает для себя свое "Я", стремится познать сильные и слабые стороны своей личности» [Кон, 1989, с. 85]. Формирование самосознания тесно связано с развитием самооценки, которая приобретает качественно новый характер по сравнению с младшим школьным возрастом. Самооценка становится более дифференцированной, обобщенной и устойчивой, начинает выступать в качестве важного регулятора поведения [Захарова, 1993].
Другой важной особенностью подросткового возраста является интенсивное развитие эмоциональной сферы. Эмоции подростков отличаются повышенной интенсивностью, импульсивностью и нестабильностью. Подростки склонны к резким перепадам настроения, эмоциональным «взрывам» и конфликтам [Прихожан, 2007]. Эмоциональная неустойчивость связана с гормональными изменениями, происходящими в организме, а также с проблемами самоутверждения и поиска своего места в мире. По мере взросления и развития механизмов саморегуляции эмоциональные реакции подростков становятся более стабильными и адекватными.
В подростковом возрасте происходит активное развитие познавательных процессов. Мышление приобретает абстрактный и обобщенный характер, формируются способности к теоретическому рассуждению и самоанализу. Развивается критичность мышления, стремление самостоятельно решать сложные вопросы и проблемы [Пиаже, 1969]. Внимание становится более избирательным и управляемым, увеличивается его объем и устойчивость. Восприятие характеризуется целенаправленностью и организованностью. Активно развиваются специальные способности - музыкальные, художественные, математические и др. [Дубровина, 2007].
Значительные изменения происходят и в мотивационно-потребностной сфере личности подростка. Ведущим мотивом поведения становится стремление найти свое место в мире, среди сверстников и взрослых. Подростки испытывают потребность в самоутверждении, признании своей взрослости и значимости. Формируется устойчивая система ценностей, мировоззрение, жизненная позиция [Божович, 1995]. Учебная деятельность постепенно уступает место новой ведущей деятельности - интимно-личностному общению со сверстниками. «Общение выступает как деятельность, внутри которой оформляются личностные смыслы подростка, формируется его самосознание» [Фельдштейн, 2004, с. 139].
………………………………….
Библиография
1. Абдиева, Г. И. Некоторые психологические особенности юношеского возраста / Г.И. Абдиева // Chronos. – 2021. – Т. 6. – № 11 (61). – С. 41-43. – ISBN 978-5-17-105750-3.
2. Абдиева, Г.И. Юношеский возраст как период личностно-профессионального самоопределения и становления / Г.И. Абдиева // Globus. – 2021. – Т.7. - № 2 (59). – С. 26-28. – ISBN 978-5-17-105750-3.
3. Авдулова, Т.П. Психология подросткового возраста: учебник и практикум для вузов / Т. П. Авдулова. – Москва: Издательство Юрайт, 2022. – 394 с. — ISBN 978-5-9916-9438-4.
4. Ажиев, М.В. Проблема профессионального самоопределения старшеклассников в психолого-педагогической литературе / М.В. Ажиев, Ш.И. Булуева // Итоговая научно-практическая конференция профессорско-преподавательского состава. – Грозный. – 2022. – С. 172-179. – ISBN 978-5-17-105742-3.
………………………………….