Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Развитие познавательной деятельности на уроках математики среди учащихся 10-11 классов, методом проектов.
Актуальность темы. Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и технологий, возрастанием роли информации и знаний. Это предъявляет новые требования к выпускнику школы: он должен не только обладать определенным набором знаний, но и уметь самостоятельно их добывать, анализировать, применять на практике. Таким образом, выпускник должен обладать развитой познавательной деятельностью.
Особая роль в развитии познавательной деятельности учащихся отводится математическому образованию. Математика как учебный предмет обладает значительным потенциалом для интеллектуального развития школьников, формирования у них логического и алгоритмического мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать, находить закономерности. Эти умения необходимы человеку не только для успешного изучения других школьных предметов, но и для будущей профессиональной деятельности, для полноценной жизни в обществе.
……………………………….
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В 10-х 11-х КЛАССАХ, МЕТОДОМ ПРОЕКТОВ
1.1 Психолого-педагогические и методические основы развития познавательной деятельности в 10х-11х классах на уроках математики
Развитие познавательной деятельности учащихся является одной из центральных задач современного образования. В Федеральном государственном образовательном стандарте среднего общего образования (ФГОС СОО) подчеркивается необходимость формирования у выпускников школы «навыков познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, разрешения проблем; способности и готовности к самостоятельному поиску методов решения практических задач» [39, с. 7].
Проблема развития познавательной деятельности становится особенно актуальной на старшей ступени школы. По мнению В.В. Давыдова, в этом возрасте ведущей становится учебно-профессиональная деятельность, в которой формируются мировоззрение и профессиональные интересы, развиваются теоретическое мышление и рефлексия [7]. В Концепции развития математического образования в РФ отмечается, что «в старшей школе должна быть обеспечена возможность достижения обучающимися уровня математических знаний, необходимого для дальнейшей успешной профессиональной деятельности в различных областях» [18, с. 7].
В психологии познавательная деятельность рассматривается как сложное системное образование. По определению В.Д. Шадрикова, познавательная деятельность - это «специфическая форма активности человека, направленная на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая и самого себя» [43, с. 160]. А.А. Вербицкий подчеркивает, что познавательная деятельность всегда осуществляется субъектом и имеет осознанный характер, то есть предполагает наличие цели и рефлексии способов ее достижения [3].
Большинство исследователей сходятся во мнении, что структура познавательной деятельности включает следующие основные компоненты:
1) Мотивационно-целевой компонент, отражающий познавательные потребности и интересы, внутренние и внешние мотивы учения. Как отмечает А.К. Маркова, важнейшим условием развития познавательной деятельности является формирование учебно-познавательных мотивов, связанных с содержанием и процессом учения, познавательным интересом и стремлением к саморазвитию [21].
2) Содержательно-операциональный компонент, характеризующий уровень владения системой ведущих знаний и способов учебно-познавательной деятельности. По мнению З.И. Калмыковой, основой познавательной деятельности служат такие мыслительные операции, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация [14]. Г.И. Щукина выделяет репродуктивный, частично-поисковый и творческий уровни познавательной деятельности [45].
3) Эмоционально-волевой компонент, отражающий регулятивную функцию эмоций и воли в процессе познания. Как подчеркивает В.К. Вилюнас, эмоции выполняют роль внутреннего регулятора познавательной деятельности, побуждая и направляя активность субъекта на значимые объекты [3]. А.В. Брушлинский отмечает, что высшие проявления познавательной активности, такие как целеполагание, планирование, оценка, всегда связаны с волевым усилием, преодолением познавательных затруднений [1].
……………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Александров А. Д. Основания геометрии. М.: Наука, 2018. 328 с.
2. Альтшуллер Г. С., Верткин И. М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности. Минск: Беларусь, 1994. 479 с.
3. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. М.: Просвещение, 2016. 159 с.
4. Бабанский Ю. К. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 2019. 560 с.
5. Боженкова Л. И. Методика формирования универсальных учебных действий при обучении геометрии. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2015. 205 с.
6. Березина Т. И. Проектная деятельность как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках математики // Школьные технологии. 2016. № 3. С. 81–85.
……………………………….