Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе межпредметных связей математики и физики в 7- х классах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе наблюдаются значительные изменения, затрагивающие все аспекты человеческой деятельности. В частности, в нашей стране происходит переход к постиндустриальному обществу, что требует от каждого человека наличия определённых компетенций и навыков, необходимых для успешной адаптации к новым условиям жизни и работы. В условиях быстро меняющегося мира, где информация и технологии играют ключевую роль, образовательные учреждения должны готовить своих выпускников не только к выполнению стандартных задач, но и к развитию способности к саморазвитию. Это означает, что современные образовательные организации должны акцентировать внимание на формировании навыков, позволяющих студентам самостоятельно выстраивать свои индивидуальные пути развития [26, с.30].
……………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В 7-Х КЛАССАХ
1.1 Познавательные универсальные учебные действия обучающихся в психолого-педагогических исследованиях
Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, т. е. умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия — это обобщенные способы действий, открывающие широкую ориентацию учащихся в различных предметных областях.
Универсальные учебные действия (УУД) - это умение учиться, то есть способность человека к самосовершенствованию через усвоение нового социального опыта. Умение учиться предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности (познавательные и учебные мотивы; учебная цель; учебная задача; учебные действия и операции) и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.
Универсальные учебные действия, по мнению А. В. Федотовой, это «обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, — как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик»
В образовательном процессе школы УУД выступают в качестве личностных и метапредметных результатов освоения учениками основной образовательной программы соответствующего уровня общего образования (начального, основного, среднего (полного)). УУД были определены ФГОС второго поколения и вошли в учебную деятельность школы с 2009 года. Программа развития универсальных учебных действий включается в содержательный раздел основной образовательной программы каждой ступени общего образования.
Существуют определенные различия формирования УУД в начальных классах, в среднем звене и старшей школе, связанные с возрастными особенностями учеников, сменой целевых ориентиров и характера учебной деятельности, переносом приоритетов.
……………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев В.М. Педагогическая система формирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников: специальность 13.00.01 "Общая педагогика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук /Авдеев Владимир Михайлович. – Тамбов, 2020. – 225 с.
2. Арабаджи А.А. Формирование информационной компетенции старшеклассников в условиях профильного обучения: специальность 13.00.01 "Общая педагогика»: диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Арабаджи Андрей Александрович. – Челябинск, 2022. – 194 с.
3. Ансимова Н.П. Метапредметные образовательные результаты школьников как основа формирования универсальных компетенций студентов / Н.П. Ансимова // Ярославский педагогический вестник: электронный журнал. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnye-obrazovatelnyerezultaty-shkolnikov-kak-osnova-formirovaniya-universalnyh-kompetentsiy-studentov. – Дата публикации: 19.06.2021.
……………………………………………