Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Коррекция нарушений процессов письма в учащихся первых классов с фонетико-фонематическим недорозвитием речи в условиях логопедических пунктов
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В последние годы увеличилось количество первоклассников, которые имеют фонетико-фонематическое недоразвитие речи и поэтому нуждаются в логопедической помощи. Развитие фонематических процессов является важнейшим условием успешной учебной деятельности детей в школе, особенно в формировании письменной речи.
Процесс фонематического различения, как и процесс дифференциация произношения, заканчивается в дошкольном возрасте. А задержка в фонетико-фонематическом развитии речи создает серьезные препятствия для успешного прохождения школьной программы по формированию навыков чтения и письма, поскольку оказывается на недостаточном уровне развития, чтобы при практическом обобщении в звуковом составе были сформированы слова.
………………………………….
РАЗДЕЛ 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ КОРРЕКЦИИ НАРУШЕНИЙ ПИСЬМА У УЧАЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ С ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
1.1. Сущность, содержание и специфика процесса письма
В современных научных представлениях письмо рассматривается как сложное многоаспектное явление, вызывающее интерес у представителей различных дисциплин: лингвистики, психологии, педагогики, нейропсихологии, логопедии и других. Это приводит к тому, что в научной литературе и источниках можно обнаружить большое количество, a порой и противоречивых, определений и понятий, освещающих различные стороны процесса письма. Также процесс письма и его характеристики меняются в зависимости от возраста человека. Письмо взрослого существенно отличается от детского. Завершающим этапом письменного акта, а именно перевода устной речи в письменную, выступают автоматизированные движения ведущей руки.
Формирование письменной речи требует наличия определенной базы. Т. В. Ахутина акцентирует внимание на том, что для формирования письма как вида деятельности необходимы пять ключевых психологических предпосылок [4]:
1. Развитость (сохранность) устной речи и умение ею сознательно управлять.
2. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности.
3. Сформированность различных видов восприятия, ощущений и знаний, а также их взаимодействие, включая пространственное восприятие и представления.
4. Развитость двигательной сферы.
5. Формирование у детей абстрактных способов деятельности и овладение общими принципами поведения, саморегуляции и мотивации.
Письмо представляет собой сложный системный и произвольный психический процесс, являющийся комплексной деятельностью, требующей интеграции и координации различных функциональных систем. Поэтому его нельзя сводить исключительно к речи, восприятию или двигательной сфере. В современной психологии в качестве основных предпосылок формирования письма, помимо перечисленных выше, выделяются также: развитость интеллектуальных способностей, уровень сформированности абстрактного мышления и наличие четких намерений и мотивов [28].
Устная и письменная речь представляют собой составные части второй сигнальной системы. Развитие устной речи у ребёнка происходит естественным путём, через подражание. В отличие от этого, овладение письменной речью требует систематического обучения, начинающегося с изучения азбуки и продолжающегося в течение длительного периода времени.
………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Алмазова А. А., Шибанова А. А. Проблемы развития устных видов речевой деятельности у школьников с нарушениями речи // Проблемы современного образования. 2017. № 2. С. 123-131.
2. Андрусева И. В., Золотницина А. И. Особенности фонематического восприятия у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи // Научный аспект. 2023. №12. С. 2445-2450.
3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2008. 319 с.
4. Ахутина Т. В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекции. 2001. С. 7-20.
5. Биба А. Г., Смородина К. С., Фильченкова Д. М. Профилактика нарушений чтения и письма у детей ч недостатками фонематического восприятия // Вестник Калужского университета. 2023. №1. С. 30-40.
………………………………….