Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Контроль, как важный элемент государственного управления
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы. Государственный контроль – это важная составляющая экономической деятельности, как на внутреннем уровне финансовой системы предприятия, так и на внешнем государственном уровне. Финансовый контроль – это одна из важнейших форм проверки законности денежного потока любого звена. Наличие такого понятия обусловлено тем, что денежным средствам любого государства присуща функция контроля. На практике эта функция осуществляется именно благодаря финансовому контролю, который призван проверять выполнение хозяйственных действий с точки зрения их экономической целесообразности, правомерности и законности.
………………………………………………………….
РАЗДЕЛ 1
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ, КАК ВАЖНОГО ЭЛЕМЕНТА ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ
1.1. Сущность и роль государственного контроля в Российской Федерации
В отечественной экономической литературе теме государственного контроля уделяется большое внимание, однако среди ученых и практиков, рассматривающих эту проблему, нет единства взглядов по сущности государственного контроля.
Под государственным контролем (надзором), муниципальным контролем в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред. от 08.08.2024) «понимается деятельность контрольных (надзорных) органов, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений обязательных требований, осуществляемая в пределах полномочий указанных органов посредством профилактики нарушений обязательных требований, оценки соблюдения гражданами и организациями обязательных требований, выявления их нарушений, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению выявленных нарушений обязательных требований, устранению их последствий и (или) восстановлению правового положения, существовавшего до возникновения таких нарушений» [2].
К.П. Есир отмечает государственный контроль так:
1) форма юридической деятельности – контрольное производство;
2) в рамках этой деятельности уполномоченные субъекты (органы и должностные лица) собираю и проверяют информацию о выполнении обязательных нормативных предписаний, применяют превентивные меры и/или пресекают нарушения (отклонения) от нормативных предписаний для охраны интересов общества, государства, защиты конституционных прав и свобод граждан [17, с. 165].
Л. А. Омельянович, О. Ю. Руденок определяют государственный контроль как масштабную деятельность тех же субъектов (государственных органов и должностных лиц), которая заключается в проверке состояния подконтрольных объектов. Эта деятельность реализуется систематически, по установленной процедуре и направлена на обеспечение законности, правопорядка и безопасности [30, с.5].
Обобщая, можно заключить, что основная цель государственного контроля – обеспечение прав граждан и организаций, а также интересов государства в некоем балансе, симбиозе, но в ч. 2 ст. 1 Закона № 248-ФЗ отмечается, что государственный контроль направляется на достижение общественно значимых результатов, в том числе минимизации рисков причинения вреда охраняемым законом ценностям.
Зарождение и развитие государственного контроля, представляющего собой многостороннюю систему взаимодействия представителей власти с бизнес-сообществом и населением, характеризуется в научном сообществе с разных позиций. Одну из них отражают работы, исследующие феномен государственного контроля сквозь призму впервые выполняемых функций и полномочий подразделениями органов власти фискального назначения.
Исследователи ориентируются на 1654 г., когда был образован первый Приказ счетных. В большей мере его деятельность была сосредоточена на контроле государственных доходов и расходов. Период характеризуется децентрализацией функции контроля, которая была рассредоточена между структурами в центре и на местах, а также отсутствием единства в учетном деле.
Другая группа исследований сфокусирована на организационно-институциональной составляющей государственного контроля. В этом подходе зарождение государственного контроля как системы, функционирующей по принципу непрерывности, связывают с появлением первого единого органа, созданного в 1811 г. – Главного управления ревизии государственных счетов. Последующее развитие государственного контроля было построено на положениях централизованного подхода в организации контрольной деятельности и привело к тому, что к началу 20-го столетия государственный контроль стал основополагающим механизмом в системе государственного управления [4] и стоял на защите экономических интересов страны, прежде ………………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ (ред. от 13.07.2024, с изм. от 30.09.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2024) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_19702/ (дата обращения: 12.12.2024).
2. Федеральный закон от 31 июля 2020 года №248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс]. - URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_358750/ (дата обращения: 12.12.2024).
3. Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (ред. от 08.08.2024) [Электронный ресурс]. - URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_83079/ (дата обращения: 12.12.2024).
4. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» (ред. от 10.07.2023) [Электронный ресурс]. - URL: http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_144621/ (дата обращения: 12.12.2024).
…………………………………………………………