Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Структура гражданских правоотношений в сфере закупок товара, работ, услуг для государственных нужд.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Закупки товара, работ, услуг для государственных нужд (далее по тексту работы обобщенно также «госзакупки») представляют собой особый правовой институт, имеющий важнейшее социально-правовое значение.
С одной стороны, такие закупки способствуют экономии бюджетных ресурсов, поскольку конкурсная система позволяет выбрать минимальные с точки зрения цены товары, работы или услуги, необходимые для публичных нужд, вместе с тем, приоритетное значение цены далеко не всегда обеспечивает качество и добросовестность со стороны коммерческого субъекта, победившего в конкурсе, так, например, в 2022-м году в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включено 13 288 субъектов, в 2023- 14 101 субъект, за 11 месяцев 2024 года – 13 992 субъекта .
С точки зрения предпринимательства государственные закупки обеспечивают равный доступ к рынку, заказчиком в котором являются публичные образования.
Вместе с тем, до настоящего времени не изжита практика ущемления интересов добросовестных участников госзакупок посредством демпинга, заявления на участие в закупке аффилированных субъектов, коррупционного сговора сотрудников контрактной службы и конкретного поставщика (подрядчика, исполнителя) и др.
Соответственно, институт государственных закупок, выступает действенным инструментом, обеспечивающим стабильное и устойчивое развитие не только публичного, но и частнопредпринимательского сектора, одновременно данному институту присущи многие проблемы, требующие незамедлительного решения, что и обуславливает актуальность темы настоящего исследования.
Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с закупкой товаров, работ и услуг для государственных нужд.
Предмет исследования –действующие нормы отечественного права, регулирующие закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд, мнения учёных - правоведов относительно правового регулирования государственных закупок, материалы правоприменительной практики.
……………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ (МУНИЦИПАЛЬНЫХ) ЗАКУПОК
1.1. Государственные закупки: понятие, инфраструктура, принципы и сущность
Институт контрактной системы в сфере закупок товаров, работ и услуг появился в отечественном праве в 2005 году с принятием ныне утратившего силу Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» .
Как отмечается в науке, принятие такого закона позволило решить многочисленные проблемы, которыми характеризовались государственные закупки, основу которых до этого составляли прямые договорные отношения. Нормы указанного закона позволили решить проблему конфликта интересов, неправомерного использования аффилированности при проведении конкурсов .
В частности, до введения конкурсного порядка проведения государственных закупок приобретение товаров, заказ работ или услуг для государственных нужд, характеризовался высочайшим уровнем коррупции.
Руководители органов власти или иные должностные лица, ответственные за закупки, принимали решение о выборе конкретного поставщика в непрозрачных условиях, это приводило к тому, что зачастую поставщик выбирался в результате реализации коррупционной схемы, иными словами, за взятку.
В условиях финансово-экономического кризиса 90-х годов прошлого века, несмотря на то, что в бюджете «хронически» не хватало средств, государство в любом случае выступало одним из наиболее привлекательных контрагентов, поскольку в конечном итоге всю задолженность можно было взыскать в судебном порядке, этим государство «выгодно» отличалось от коммерческой сферы, где широкое распространение получили т.н. «фирмы-однодневки», которые попросту ликвидировались в случае неспособности погасить задолженность перед партнерами.
Государственные органы же с такой точки зрения характеризовались организационной стабильностью, в связи с чем и представляли повышенный интерес как закупщики товаров, работ или услуг.
Соответственно, возникали развернутые коррупционные схемы, в рамках которых чиновники за взятку принимали решения о закупке у определенного поставщика, и в силу отсутствия конкурсной процедуры было крайне сложно выявить и доказать злоупотребления.
……………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Нормативно-правовые акты Российской Федерации
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) Официальный интернет-портал правовой информации www.pravo.gov.ru, 16.01.2015, № 0001201501160013 (дата обращения – 01.12.2024)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года № 51-ФЗ) // Российская газета. - 1994. - № 238-239.
3. Федеральный закон от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» // Российская газета. - 2013. - № 80.
4. Федеральный закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» // Российская газета. - 2006. -№ 162.
5. Федеральный закон от 29.12.2012 № 275-ФЗ «О государственном оборонном заказе» // Российская газета. – 2013. - № 1.
……………………………..