Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социальная природа познания
Введение
Мир - социальный и природный - многообразен и является объектом как естественных, так и общественных наук. Но его исследование прежде всего предполагает, что он адекватно отражается субъектами, иначе нельзя было бы раскрыть его имманентную логику и закономерности развития. Поэтому можно сказать, что в основе любого познания лежит признание объективности внешнего мира и отражение его субъектом, человеком. Однако социальное познание обладает рядом особенностей, обусловленных спецификой самого объекта исследования.
Во-первых, в качестве такого объекта выступает общество, которое одновременно является и субъектом. Физик имеет дело с природой, т. е. с таким объектом, который противопоставлен ему и всегда, так сказать, «безропотно подчиняется». Обществовед имеет дело с деятельностью людей, поступающих сознательно и творящих материальные и духовные ценности.
………………………………….
1. Социальная эпистемология
1.1 Понятие и сущность социальной эпистемологии
Социальная эпистемология - одна из современных областей исследования, которая последние 30 лет активно развивается, продуцирует новые подходы и порождает острые дискуссии. В рамках социальной эпистемологии можно выделить три основных направления, связанных соответственно с именами их представителей: Дэвидом Блуром (Эдинбург), Стивом Фуллером (Уорвик) и Элвином Голдманом (Аризона). Каждое из них по-своему позиционируется по отношению к классической эпистемологии и философии вообще. Так, Д. Блур в духе «натуралистического тренда» придает статус «подлинной теории познания» когнитивной социологии. Э. Голдман признает значение многих научных дисциплин для теории познания, но подчеркивает, что она должна быть не просто их эмпирическим объединением3. Эпистемологии следует сохранять свое отличие от «позитивных наук»; не только описание познавательного процесса, но и его нормативная оценка в отношении истинности и обоснованности составляет сущность его «социальной эпистемики». С. Фуллер занимает промежуточную позицию и идет по пути синтезирования философии К. Поппера, Ю. Хабермаса и М. Фуко4. Он рассматривает социальную эпистемологию не просто как одну из версий современной теории познания, но как ее глобальную и интегративную перспективу [1].
Среди периодических изданий, близких социальной эпистемологии, можно выделить журналы «Social Epistemology» (США), «Episteme» (Великобритания), «Science in Context» (Израиль-США).
………………………………….
Список литературы
1. Вундт В. М. Введение в философию. - М.: Юрайт. 2024. - 291 с.
2. Гончаров В.Н., Колосова О.Ю., Лукьянов Г.И. Социальная философия - Ставрополь: Общество с ограниченной ответственностью "СЕКВОЙЯ", 2022. – 270 с.
3. Гуревич П. С. Философия. - М.: Юрайт. 2023. - 463 с.
4. Ильин В.В. (д-р филос. наук, гносеология) Теория познания. Социальная эпистемология. Социология знания / В. В. Ильин. — М.: Академический проект, Гаудеамус, 2014. — 203 с.
5. Корнилова А.Е. Специфика объекта и предмета социально-гуманитарного познания // Проблемы научного и вненаучного познания. Сборник научных статей кафедры философии, социологии и педагогики. Чебоксары, 2023. С. 212-218.
6. Курлов А.Б. Методология социального познания. Монография / Алексей Борисович Курлов. - М.: Проспект, 2003. - 410 c.
………………………………….