Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Обучение игре на саксофоне в контексте современных компьютерных технологий
Введение
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что тенденции разви¬тия современной системы образования неразрывно связаны с широким внедрением в учебный процесс различных форм, методов и средств активного обучения. В наше время мультимедийные технологии – это одно из наиболее бурно развивающихся направлений новых информационных технологий в учебном процессе. Использование таких технологий существенно активизирует информацию, делает её более наглядной для восприятия и лёгкой для усвоения. Применение компьютерных технологий открывает новые возможности в организации учебного процесса, а также развитии творческих способностей обучающихся.
Интерактивные компьютерные программы активизируют все виды деятельности человека: мыслительную, речевую, физическую, перцептивную, что ускоряет процесс усвоения материала. Музыкальное образование и творчество, в том числе и исполнительство на духовых музыкальных инструментах, находятся сегодня под влиянием научно-технического прогресса. Компьютер становится привычным инструментом музыканта в процессе обучения, музыкальной практики и творчества. Применение компьютерных технологий в области музыкального образования оправдано тем, что они позволяют совмещать работу с визуальной, текстовой и аудиальной информацией.
Компьютерные программы существенно расширяют творческие возможности музыканта, формируют музыкальный слух, позволяют выверить замыслы в процессе сочинения, услышать композицию наяву, что особенно ценно для юного музыканта, не имеющего обширного слухового опыта. Использование компьютерных технологий в музыкальных школах находится на стадии формирования как метода обучения. Для эффективного внедрения такого метода обучения необходима большая и серьёзная работа по оснащению музыкальных школ в достаточном количестве компьютерной техникой, а также в подготовке методической и информационной базы для организации учебного процесса. И это нужно делать, в том числе, потому что компьютерные технологии имеют следующие неоспоримые преимущества:
………………………………………………….
Глава 1. Теоретические аспекты обучения игре на саксофоне
детей среднего школьного возраста
1.1. Исторический аспект и история создания
методики обучения игре на саксофоне
Саксофон, инструмент с уникальной позицией в музыкальном пантеоне, сочетает в себе аспекты классики, джаза и массовой культуры. Его эволюция началась с создания Адольфом Саксом в 19-м веке, проложив путь, насыщенный техническими новшествами, культурными сдвигами и эволюцией музыкального выражения. Саксофон вырос за пределы простого музыкального атрибута, став значимым элементом различных музыкальных эпох, зеркально отражая разнообразие музыкальных жанров и интерпретаций. В этом контексте, осмысление педагогических подходов к обучению игре на саксофоне приобретает важность, открывая возможности для более глубокого понимания самого инструмента, его культурного веса и профессионального применения [34].
Изобретенный Адольфом Саксом в 1840-х, саксофон является плодом тщательного исследования и объединения разнообразных музыкальных практик и инструментов. Этот духовой инструмент выделяется своим неповторимым звуком, благодаря чему получил широкую распространенность в жанрах джаза, классической и современной музыки. Для глубокого понимания техники игры на саксофоне критически важно изучить его историческое происхождение и развитие, освещающее его музыкальную адаптацию и педагогические методы обучения [12].
Адольф Сакс, выдающийся бельгийский мастер и новатор в области музыки, разработал саксофон с целью объединения лучших характеристик духовых инструментов для усовершенствования оркестрового звучания. Сакс стремился синтезировать пронзительную силу и звучание медных духовых инструментов с теплотой и вариативностью инструментов из дерева. В 1846 году он получил патент на саксофон, аккуратно охарактеризовав этот инструмент как способный исполнять части в широком диапазоне регистров, включая от сопрано до баса, что расширяло возможности для аранжировщиков и исполнителей благодаря его разнообразию тембров и адаптивности.
Саксофон быстро стал популярным среди военных оркестров и цирковых ансамблей, после чего, благодаря своей отличительной тембральной окраске, нашёл применение в разнообразных музыкальных стилях. К наступлению конца 19-го и началу 20-го веков саксофон закрепился как ключевой инструмент в джазе, тем самым расширяя спектр его музыкальных возможностей. Джазовые виртуозы вроде Кинга Оливера и Луи Армстронга активно интегрировали саксофон в состав своих групп, показывая его глубинную экспрессивность [46].
Подходы к изучению игры на саксофоне могут быть разнообразными. Особенно ценным является изучение достижений выдающихся джазменов, вроде Ленни Тристрано и Чарли Паркера, которые оказали существенное влияние на развитие технических аспектов и интерпретацию произведений. Вникновение в историческое развитие джаза, понимание его динамики и преобразований способствует углублению подходов к обучению, подчеркивая значение интуиции и мастерства в импровизации, что легло в основу многих образовательных методик.
Педагогический подход к обучению на саксофоне эволюционировал в тандеме с трансформациями в музыкальных вкусах и манерах интерпретации. В эпоху первой половины 20-го века в фокусе было освоение технических аспектов, от совершенствования исполнительских навыков до изучения музыкальной теории. Улучшение доступности инструмента привело к расширению сети музыкальных образовательных учреждений и кадра преподавателей, ориентированных на преподавание саксофона.
В годы, последующие за окончанием войны, интерес к саксофону неуклонно увеличивался, приводя к эволюции образовательных подходов. Они обогащались новыми аспектами, как изучение репертуара выдающихся исполнителей и применение звукозаписей.
………………………………………………….
1. Алимов, А.Г. К вопросу советского исполнительства на духовых инструментах / А.И. Алимов // В помощь военному дирижеру. – Москва : ВДФ при МГК, 1984. - Вып. 23. - С. 3 – 20. – Текст: непосредственный.
2. Аннамуратова, С.К. Педагогические основы художественно- эстетического воспитания старшеклассников во внеклассной работе / С.К. Аннамуратова. - Ташкент, 1991. - 34с. – Текст: непосредственный.
3. Апраксина, O.A. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраксина. – Москва : Просвещение, 1983.-222 с. – Текст: непосредственный.
………………………………………………….