Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Этапы развития христианской антропологии
Введение
Предмет христианской антропологии - весь человек, во всей полноте его бытия; понятийный строй христианской антропологии раскрывается в соотношении «человек-Божество».
Христианская антропология есть учение:
1. О целостном человеке, его происхождении и его назначении в мире и вечном. Источником знаний христианской антропологии являются:
тексты Священного писания; учение Отцов Церкви; опыт веры христианских подвижников; работы богословов.
В религиозном учении о человеке главное место занимает Вера.
………………………………..
I. Раннехристианский период (I-IV вв.)
Христианство возникло в языческой культуре и отличалось от учения гностиков, манихеев и др. религиозно-философских учений своей одновременной теоцентричностью и антропоцентричностью. Мифологическое измерение в христианстве отсутствует, внимание верующего направлено на Бога, на отношение и взаимодействие человека с Ним, на любви Бога к человеку и ответственность на божественный призыв. Вот некоторые антропологические идеи раннего христианства, которые до этого не звучали. Человек – главное и любимое творение Бога, он создан по Образу и Подобию Бога, и утверждалось его богоподобие. Для человека создана Вселенная. Он должен «обожиться», стать богом по благодати.
Первый человек (Адам) совершил грехопадение, природа его испортилась. Понимание вины своего состояния вызвало ряд морально-этических норм: смирение пред Богом, решимость переносить скорби, благодарность Богу за Его благодеяния, несмотря на множество прегрешений. Христианство провозгласило бедственное состояние человека в мире и возможность его спасения, то есть соединение с Творцом, только через воплотившегося Сына Божия, Иисуса Христа.
Христианство принесло в языческий мир идею воскресения мертвых, что вызвало особое неприятие, т.к. все религиозные и философские системы того времени считали тело «темницей души», либо чем-то недостойным и после смерти не подлежащим восстановлению. Тело есть «храм души», говорили христиане, и душа, воссоединившись с телом, виновата в грехопадении. Молодая религия ввела почитание мощей святых мучеников, им поклонялись и на останках совершали богослужения. Христиане верили, что мощи источают Божественную благодать, способны исцелять и творить другие чудеса. Иметь у себя мощи святых мучеников было делом почетным, и язычники старались полностью уничтожить тела пострадавших за веру Христову. Из поклонения мощам сложится культ иконопочитания как почитание Духа в материи.
………………………………..
Список литературы
1. Абеляр П. История моих бедствий. – М., 1959. – 125 с.
2. Аристотель. «О душе». – Спб., 2002. – 431 с. – С. 396.
3. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. – М.: 2011. – 1376 с
4. Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого//Мир философии. М., 1991. С. 50.
5. Боргош Ю. Фома Аквинский. Перевод с польского М. Гуренко. – М.: «Мысль», 1966. – 212 с.
6. Григорий Палама, свт. Триады в защиту священно-безмолвствующих. – М.: Канон, 1995. – 224 с. – С. 135
7. Курантов А.П., Стяжкин Н.И. Уильям Оккам. – М.: Мысль, 1978. – 191 с.
………………………………..