Содержание:
Действие механизма вертикальной мобильности населения в современной России (на примере высшего образования)
Социальная мобильность - это явление, в результате которого из одного общественного слоя человек переходит в другой либо перемещается в рамках одной и той же социальной группы. Социальная мобильность является неотъемлемой частью жизни и легла в основу сюжета многих популярных сказок (нищий стал богачом, Золушка - принцессой), а также фильмов и сериалов.
Понятие ввел в обиход в 1927 году российский и американский социолог Питирим Сорокин в своей работе о социальной стратификации. Термин признали сперва в американской научной среде, затем он распространился по всему миру. Получилось так, что ученый подкрепил свою теорию о социальной мобильности собственным примером: он рос без родителей в российской глубинке и впоследствии стал известным человеком в международных научных кругах.
П. Сорокин выделил два основных типа мобильности:
-горизонтальная - представляет собой переход отдельного индивида или более широкой социальной группы из одной социальной позиции в другую. При этом они остаются в одном и том же социальном слое, может измениться лишь наполненность их деятельности и ее значимость. Пример - переход из одной религиозной группы в другую, переход в другую семью, смена места жительства.
-вертикальная – совокупность взаимодействий, которые обеспечивают переход индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.
Существует еще несколько видов социальной мобильности. Так, профессиональная вертикальная мобильность проявляется в служебной карьере, когда повышается профессиональный и трудовой статус индивида, его социальный статус, экономическое положение улучшается.
Экономическая мобильность выражается в значительном улучшении благосостояния, политическая – в переходе на другой уровень власти или в более высокий социальный слой, когда у индивида появляются новые полномочия.
Общество само способно как возвышать, так и понижать социальные статусы. Более молодые, амбициозные и инициативные люди вытесняют из высших статусов тех, кто такими качествами не обладает. И социальный подъем, и социальное падение могут влиять не только на жизнь отдельного индивида, но и на целые социальные группы, на уровень престижности профессии, образовательного направления. Отдельно выделяют также организованную социальную мобильность, которая характеризуется управляемым государством перемещением индивидов или отдельных социальных групп вверх и вниз, по горизонтали. Организованная мобильность может осуществляться с согласия индивидов или без их одобрения. Но мобильность практически во всех случаях регулируемы, поэтому она может контролироваться теми людьми, которые оказались в этой ситуации и могут перемещаться между социальными группами.
Одним из центральных институтов вертикальной социальной мобильности в любом современном обществе выступает образование. Как институт, образование реализует важные общественные функции, заключающиеся в трансляции социального опыта, культурных ценностей и норм, социализации личности.
Согласно распространенной точке зрения, в начале 90-х годов высшее образование мало ценилось и работодателями, и молодыми людьми. Тогда, как считают многие, более эффективными были другие ресурсы - связи, удача, личные качества.
………………………………………
Вахитов Р. Р. Судьбы университета в России: имперский, советский и постсоветский раздаточный мультиинститут / Р.Р. Вахитов. – М.: Страна Оз, 2014. - 276 с.
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Действие механизма вертикальной мобильности населения в современной России (на примере высшего образования)
Действие механизма вертикальной мобильности населения в современной России (на примере высшего образования)
Социальная мобильность - это явление, в результате которого из одного общественного слоя человек переходит в другой либо перемещается в рамках одной и той же социальной группы. Социальная мобильность является неотъемлемой частью жизни и легла в основу сюжета многих популярных сказок (нищий стал богачом, Золушка - принцессой), а также фильмов и сериалов.
Понятие ввел в обиход в 1927 году российский и американский социолог Питирим Сорокин в своей работе о социальной стратификации. Термин признали сперва в американской научной среде, затем он распространился по всему миру. Получилось так, что ученый подкрепил свою теорию о социальной мобильности собственным примером: он рос без родителей в российской глубинке и впоследствии стал известным человеком в международных научных кругах.
П. Сорокин выделил два основных типа мобильности:
-горизонтальная - представляет собой переход отдельного индивида или более широкой социальной группы из одной социальной позиции в другую. При этом они остаются в одном и том же социальном слое, может измениться лишь наполненность их деятельности и ее значимость. Пример - переход из одной религиозной группы в другую, переход в другую семью, смена места жительства.
-вертикальная – совокупность взаимодействий, которые обеспечивают переход индивида или социального объекта из одного социального слоя в другой.
Существует еще несколько видов социальной мобильности. Так, профессиональная вертикальная мобильность проявляется в служебной карьере, когда повышается профессиональный и трудовой статус индивида, его социальный статус, экономическое положение улучшается.
Экономическая мобильность выражается в значительном улучшении благосостояния, политическая – в переходе на другой уровень власти или в более высокий социальный слой, когда у индивида появляются новые полномочия.
Общество само способно как возвышать, так и понижать социальные статусы. Более молодые, амбициозные и инициативные люди вытесняют из высших статусов тех, кто такими качествами не обладает. И социальный подъем, и социальное падение могут влиять не только на жизнь отдельного индивида, но и на целые социальные группы, на уровень престижности профессии, образовательного направления. Отдельно выделяют также организованную социальную мобильность, которая характеризуется управляемым государством перемещением индивидов или отдельных социальных групп вверх и вниз, по горизонтали. Организованная мобильность может осуществляться с согласия индивидов или без их одобрения. Но мобильность практически во всех случаях регулируемы, поэтому она может контролироваться теми людьми, которые оказались в этой ситуации и могут перемещаться между социальными группами.
Одним из центральных институтов вертикальной социальной мобильности в любом современном обществе выступает образование. Как институт, образование реализует важные общественные функции, заключающиеся в трансляции социального опыта, культурных ценностей и норм, социализации личности.
Согласно распространенной точке зрения, в начале 90-х годов высшее образование мало ценилось и работодателями, и молодыми людьми. Тогда, как считают многие, более эффективными были другие ресурсы - связи, удача, личные качества.
………………………………………
Вахитов Р. Р. Судьбы университета в России: имперский, советский и постсоветский раздаточный мультиинститут / Р.Р. Вахитов. – М.: Страна Оз, 2014. - 276 с.