Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме СЕНСОРНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ
Введение
Сенсорное образование в дошкольном возрасте имеет огромное значение для гармоничного развития детей. В этот период формируются основные сенсорные способности, которые являются фундаментом для дальнейшего познания и адаптации ребенка к окружающему миру. Актуальность сенсорного образования обусловлена необходимостью создания условий, способствующих активному развитию сенсорных чувств и навыков, которые обеспечивают более глубокое восприятие окружающей среды, способствуют развитию интеллекта и творческого потенциала.
………………………………………………………….
Сенсорное образование в дошкольном возрасте
1. Определение понятия сенсорное образование
Содержание термина сенсорное образование раскрывается А.В. Запорожец, Н.Н. Поддьяковым как педагогическая деятельность, ориентированная на совершенствовании сенсорных процессов.
Методологической основой отечественной теории сенсорного воспитания XX века исследователи Б.Г. Ананьев, А.В. Запорожец, В.П. Зинченко, Б.Ф. Ломов представляли как формирование систем перцептивных действий и сенсорных эталонов основанных на познавательной и практической деятельности детей.
Л.А. Венгер предложил формировать перцептивные действия (компоненты восприятия) в период детства с применением индивидуально ситуативных средств, обосновывая тем, что они являются основой развития сенсорной культуры дошкольников. Хохрякова трактует сенсорное образование как целенаправленный, логически выстроенный, содержательно наполненный, диагностируемый, результативный, индивидуализированный педагогический процесс, обеспечивающий формирование сенсорной культуры. Однако, если разложить содержание данного понятия по компонентам, то можно отметить, что автор раскрывает одно понятие в другом, что затрудняет восприятие термина сенсорного воспитания детей.
Теоретики и практики дошкольной педагогики Ф. Фребель, О. Декроли, М. Монтессори, Е.И. Тихеева, А.В. Запорожец, А.П. Усова, Н.П. Саккулина, Л.А. Венгер, считали, что сенсорное образование, обеспечивающее полноценное сенсорное развитие, и является основным направлением дошкольного образования.
Сенсорные процессы, как известно интенсивно развиваются в дошкольном детстве. Многие исследователи согласны, что успешность умственного, эстетического, физического воспитания зависит от сенсорного развития детей.
Следовательно, сенсорное образование и сенсорное развитие - различные понятия. Воспитание - это целенаправленное освоение опыта поколений, а развитие - процесс изменения (становление) личности. Сенсорное образование - это формирование органов чувств детей. Роль сенсорного развития в жизни ребенка изучали различные исследователи. Педагоги прошлого разработали различные системы сенсорного воспитания. Среди них Я.А. Каменский, Ф. Фребель, И. Песталоцци, О. Декроли, М. Монтессори.
………………………………………………………….
Список использованных источников
1. Венгер Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет [Текст]: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. — М.: Просвещение, 1988. - 144 с.
2. Выготский, Л. С. Психология [Текст] /Л. С. Выготский. — М.: ЭКСМО-Пресс, 2000. - 1008 с.
3. Жукова О. С. и др. Энциклопедия развития и обучения дошкольника [Текст]/ О. С. Жукова, А. С. Герасимова, В. Г. Кузнецова. — СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005. — 352с.
4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений [Текст]/ С. А. Козлова, Т. А. Куликова. — 6-е изд., испр. — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 416с.
5. Мелёхина, И. В. Сенсорное развитие — фундамент умственного развития детей дошкольного возраста [Текст]/ И. В. Мелёхина. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2014 г.). — Санкт-Петербург : Заневская площадь, 2014. — С. 136-139.