Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Психоаналитическое понимание склонности людей к религиозным верованиям
Введение
Актуальность исследования. Религия является неотъемлемой частью современного мира, так как выполняет много социальных функций, особенно она важна в период социально-политических потрясений и в период военной операции. Последствия изменений или кризиса в обществе касаются и самосознания людей, которые часто не могут дать объяснения происходящему и обращаются в религию. Но не всегда это верования в общепринятые каноны, а это может быть и участие в разных движениях с более агрессивными практиками. Психоаналитическая теория предлагает несколько взглядов на то, почему людей привлекают религиозные убеждения. Одним из основных факторов является то, что религия может быть способом для человека справиться с подсознательными страхами и неуверенностью. Религиозные убеждения могут обеспечить чувство безопасности и контроля над окружающим миром, а также помочь человеку справиться с чувством отчуждения или изоляции. Кроме того, психоаналитики утверждают, что религия может служить механизмом разрешения внутренних конфликтов и обеспечивать чувство личной целостности. Поэтому, данные разногласия необходимо анализировать, изучить, чтобы понять причины склонности людей к религиозным верованиям. Это также актуально и в том, что может помочь расширить знания о религиозности людей, о влиянии религиозного символизма в рамках психоанализа.
……………………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы религиозности с точки зрения современного психоанализа
1.1 Исторический обзор появления основных религиозных течений
Проявление религиозного чувства наблюдается практически с момента зарождения человечества и связано с попыткой людей преодолеть страх перед неизвестным, природой, смертью и другими экзистенциальными угрозами. Формализация этого явления в понятие связующего звена между человеком и божественным, безусловно, является заслугой римской культуры. Римляне считали религию основой связи человека с богами, придававшей этому взаимодействию существенное, а порой и определяющее значение.
Религия играла доминирующую роль в мировоззрении и жизни античного человека. Подтверждением тому служат труды античной философии классического и эллинистическо-римского периодов, где в различных школах – от платонизма до стоицизма – проблема смерти и преодоления ограниченности человеческого существования занимала центральное место. Однако, рассматривая религиозность с позиции монотеистических религий, таких как иудаизм, христианство и ислам, необходимо учитывать существенные различия в понимании её сущности [6].
В литературе можно встретить очень много определений понятия «религия». Коснемся наиболее интересные и подходящие для нашего исследования. В. Шлейермахер, определяя религию как высшее единство знания и веры, акцентирует внимание на том, что у каждого человека «задатки к религии» заложены самой природой [77]. Задатки к религии образованы совокупностью целого ряда «высших чувств»: любви, смирения, радости и т.д., а так же специфически религиозного «чувства зависимости», объединяющего разнообразные религиозные переживания. Непосредственное живое, природное чувство имеет непосредственное преимущество перед любым его объяснением, переводом в систему рациональных понятий. Религиозные чувства и переживания, опосредованные индивидуальными особенностями личности [77, с. 61]. Религия, по мнению Р.М. Грановской, является субъективной реальностью, продуктом естественных желаний и человеческого воображения, которое приписывает трансцендентному Высшему бытию то, что человеку хотелось бы найти в нем согласно своим приземленным интересам и надеждам. И в этом смысле религия представляет собой особую целостную систему, которая предполагает не только защиту и объяснения идеи личной ответственности, но содержит программу перестройки человеческой судьбы [20, с. 373].
З. Фрейд описал возникновение тотемизма и анимизма, которые по мнению многих ученых являются одними из древних предтеч современных религий [63]. Тотемизм, выражающий связь между группами людей и природными объектами, отражает глубинную связь человека с окружающим миром. Каждый тотем служит символом, оберегающим род и его членов, вводя их в контекст вселенной, где каждый элемент наделен значением и святыней. А анимизм подразумевает наделение неживых предметов, природных явлений и животных духами, что создаёт сеть взаимосвязей между человеческим существованием и космосом. З. Фрейд выделяет стадию развития, предшествующую анимизму, которую он именует аниматистской – теорией оживления природы. В рамках этой теории Фрейд исследует взаимосвязь между магией, способной влиять на других людей, и анимизмом. По его мнению, магический дух близок духу ребёнка, верящего в абсолютную силу мысли. Таким образом, первобытный человек, подобно маленькому ребёнку, верит в своё всемогущество и возможность контролировать природные процессы. Это создаёт условия, схожие с жизнью взрослого первобытного человека, когда желание, не имеющее реальной основы, может перерасти в реальное действие. Вера в силу мысли служит основой для обожествления мыслей у людей примитивного общества, детей и людей с неврозами. В данной работе Фрейд не только обращает внимание на понятие нарциссизма, но и даёт ему разъяснение, связывая аниматистскую стадию с нарциссизмом.
Такие представления о мире, насыщенные мифами и символами, формировали психосоциальные структуры первобытного общества, служили механизмом передачи знаний и культурных норм. С течением времени, трансформация этих концепций способствовала возникновению сложных религиозных систем, где древний опыт обрел новые формы. В контексте современности, анализ тотемизма и анимизма позволяет глубже понять корни человеческой духовности, а также осознать, насколько сложно и многослойно взаимодействие человека с миром и его верованиями. В своем анализе Фрейд начинает с обзора культуры и социальной структуры первобытных обществ, акцентируя внимание на различных запретах, направленных на предотвращение инцеста – любых сексуальных отношений между близкими родственниками. Он отмечает, что подобные табу были чрезвычайно строгими в первобытном обществе, исключая возможность создания семьи даже среди членов одного клана. Фрейд предположил, что влечение к инцесту у людей первобытных племен было значительно сильнее, чем у представителей цивилизованных обществ. Он подчеркивает, что, несмотря на то, что цивилизованные народы также придерживаются этого запрета, они способны подавлять мысли о нем, так как он противоречит принятым морально-этическим нормам. Тем не менее, Фрейд утверждает, что это табу продолжает существовать в бессознательном, в глубинах психики индивида. Сравнивая табу в первобытном обществе с невротическим типом, Фрейд описывает его как «самокопание» [68].
……………………………………………………………………
Список литературы
1. Адлер А. Очерки по индивидуальной психологии. – М.: АСТ, 2023. – 256 с.
2. Антонов К.М. Рецепция классического психоанализа в русской религиозной мысли и современные психоаналитические теории религии / К.М. Антонов // Вестник Православного Свято-Тихоновского гуманитарного ун-та. Сер. 1, Богословие. Философия. - 2014. - №5 (55). - С. 47-67.
3. Арнольд В.Г. Обряды перехода. – М.: Восточная литературы, 1999. – 198 с.
4. Артемьева О.А., Курбатова М.В. Монотеизм с позиций психоанализа // Психология и Психотехника. – 2015. – № 6. – С. 579-587.
……………………………………………………………………