Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Оценка современных медицинских биотехнологий в православном богословии
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В настоящее время бурное внедрение в практику биомедицинских технологий, как части объективного процесса развития цивилизации, накладывается на глубокий духовный кризис российского общества, который мешает адекватно оценивать и понимать сущность происходящих изменений. Возрастают риски, связанные с практическим использованием биомедицинских технологий (генная инженерия, клонирование, репродуктивные биотехнологии, трансплантология и другие) в российском здравоохранении. Некоторые из названных биотехнологий уже имеют широкое распространение и носят массовый характер. В 2023 г. было проведено почти 109 тыс. операций экстракорпорального оплодотворения (ЭКО) только по полисам ОМС. А общую долю детей, рожденных таким образом можно оценить в 2,4% от всего детского населения России. Имеются очевидные успехи российской науки и медицины и по другим направлениям биотехнологий.
Русская Православная Церковь не стремится к полному запрету медицинских биотехнологий, так как не видит в этом необходимости, однако, призывает к более осмотрительному, тщательному и критическому подходу к внедрению подобных новшеств и их оценке не только с позиции демографии, экономики и социологии, но и с учетом господствующих этических ценностей. В России они традиционно строятся на нравственных ориентирах, формируемых религией, православием, Русской Православной Церковью (РПЦ). Преодолеть духовный кризис и грамотно распорядиться достижениями биомедицинских технологий способны высокодуховные и нравственные люди. Святейший Патриарх Кирилл заметил: «чтобы справляться с кризисом, надо быть внутренне сильным человеком, хорошо организованным. И вот для того, чтобы народ наш был способен этот кризис преодолеть и любые другие кризисы – и внутренние, и внешние, духовно народ должен быть сильным. Только сильная нация способна решать задачи, которые перед ней стоят» [54]. В этой связи Православная Церковь вынуждена взять на себя роль организатора общественной дискуссия по поводу нравственной оценки биомедицинских технологий, чтобы акцентировать внимание на очевидных этических проблемах и рисках. Специфика критики биомедицинских технологий Православной Церковью заключается в непредвзятости её подхода, рассмотрению проблемы с позиции многовекового опыта духовного врачевания общества и его недугов, привлечения к дискуссии, как духовных, так и светских деятелей (включая ученых и преподавателей) с целью доведения позиции верующих граждан, поиска компромисса и достижения общего блага для общества.
…………………………………………………
ГЛАВА 1. НАУЧНЫЙ АНАЛИЗ РАСКРЫТИЯ И КРИТИКИ ПРОБЛЕМ БИОЭТИКИ В ПРАВОСЛАВНОМ БОГОСЛОВИИ
1.1 Ключевые направления применения медицинских технологий и их влияние на общество
Для современного этапа развития человечества характерно бурное распространение медицинских биотехнологий, которые провоцируют кардинальные изменения во многих сферах жизни, в том числе духовной, заставляя переоценивать ценности и пересматривать взгляды на мир, место человека в нем. Быстрое развитие медицинских технологий, сопряженное с цифровизацией, одновременно связано с изменением отношения части общества к религии, в том числе, данная тенденция затронула и Российскую Федерацию, что актуализирует этические вопросы, связанные с использованием достижений науки и техники.
В силу разнообразия медицинских биотехнологий необходимо рассмотреть их содержание и выделить основные направления влияния на общество.
«Медицинская биотехнология – это одна из составных частей биотехнологии, и ее развитие органически связано с биотехнологией в целом. К числу биологических процессов относят те из них, в которых применяют биологические объекты различной природы (микробной, растительной или животной), например, производство ряда продуктов медицинского, – антибиотики, вакцины, ферменты, диагностикумы, пробиотики и пр.» [72, с. 5].
В светской науке медицинская биотехнология – это отрасль медицины, которая базируется на использовании живых клеток, клеточного (генетического) материала для исследования и практического использования, включающего, производства фармацевтических и диагностических продуктов. Эти продукты помогают лечить и предотвращать заболевания.
Спектр медицинских биотехнологий очень широк от вакцин до клонирования человека.
По мнению светских ученых, медицинские биотехнологии несут пользу развитию человечества. Они дают «возможность лечения человека от многих смертельно опасных заболеваний..., а также увеличение продолжительности жизни человека…» [41, с. 142]. При этом ученые указывают и риски использования медицинских биотехнологий. Например, увеличение количества детей, рождённых от великовозрастных родителей, ухудшает генофонд и провоцирует рост генетических заболеваний. Растёт средняя продолжительность жизни, что приводит к увеличению заболеваемости. «Другими словами, медицина меняет принципы естественного отбора в человеческой популяции» [41, с. 142]. По этим причинам медицинские биотехнологии находятся на стыке науки и этики.
…………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абрамов А., прот. Биоэтика и высокие технологии сквозь призму православного и католического учения: перспективы // Богословский сборник Тамбовской духовной семинарии. – 2019. – Вып. 9. – С. 16–28.
2. Агафангел (Гагуа), игумен. Биогенетические технологии в свете православного вероучения. Богослов.Ru, 13 марта 2018. URL: https://bogoslov.ru/materials/article/00000000-0000-0000-0000-000005724326 (дата обращения: 26.12.2024).
3. Агафангел (Гагуа), игумен. Проблемы биоэтики и православное сознание. URL: http://rodon.org/relig-170927125229 (дата обращения: 26.12.2024).
4. Аксёнов И.В., Богданова Н.В., Введенская Е.В., Кондратьев Ф.В., Пищикова Л.Е., Попова О.В., Пронин М.А., Силуянова И.В. Православие и проблемы биоэтики // Сборник работ / Под ред. И.В. Силуяновой. – М.: Церковно-общественный совет по биомедицинской этике, 2020. – 172 с.
5. Аксёнов И.В, протоиерей. Этические вопросы редактирования генома человека [Электронный источник]. URL: https://conf.opvspb.ru/wp-content/uploads/2020/10/Prot.-Igor-Aksyonov.-Eticheskie-voprosy-redaktirovaniya-genoma-cheloveka.pdf (дата обращения: 26.12.2024).
…………………………………………………