Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Понятие правового регулирования
Научная общественность, обсуждая различные юридические проблемы, обязательно затрагивает проблему эффективности правового регулирования1. Потому что именно это и есть смысл и цель всех юридических процессов, направленных на регулирование общественных отношений. В научной юридической литературе представлено множество подходов к определению понятия «правовое регулирование».
Регулирование общественных отношений является основой стабильности государственных процессов, однако такое регулирование должно носить всеобщий, нормативно-правовой характер. Правовое регулирование основано на правовых нормах и фактах, обязанностях и правах субъектов государства, мерах воздействия и законности посредством запретов, обязываний или дозволений. Регулирование сферы права возможно как в индивидуальном, так и в общем порядке.
…………………………………………
1. Понятие и признаки правового регулирования
Право как регулятор – это не только одна из важных проблем теории права, рассматриваемого в качестве институционного нормативного образования. Научной категорией, через которую реализуется такая научная перспектива, является понятие правовое регулирование.
Это понятие – не просто несколько иной словесный оборот выражению “право - регулятор”, а особая категория, основательная и “теоретически насыщенная”, возглавляющая специфический понятийный ряд (в него входят еще такие понятия, как механизм правового регулирования, правовые средства, правовой режим и др.).
Ведь существо позитивного права, представляющего собой наличную объективную реальность, заключается в том, образующие его нормы относятся к мир долженствования – к тому, что должно быть. Притом для права характерно не простое фиксирование “должного” - в нем заложено стремление, заданность на то, чтобы это должное утверждалось в качестве реального.
А отсюда проистекает само существо категории правового регулирования и его своеобразия, которое заключается в том, что оно: во-первых, по своей природе является такой разновидностью социального регулирования, которая строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, потенциально результативный характер; во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю позитивного права как нормативного институционного образования - регулятора.
Правовое регулирование, в отличие от иных форм правового воздействия (также весьма существенных, ключевых, - таких как духовное, относящихся ко “второй ипостаси” права) всегда осуществляется посредством своего “инструментария”, особого, свойственного только праву механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые ставил законодатель, издавая или санкционируя юридические нормы, в рамках определенных типов, “моделей” юридического воздействия на общественные отношения.
Исходный пункт последующего анализа, выводящего в конечном итоге на понимание важнейших сторон логики права, заключается в том, что под углом зрения категории правового регулирования сама догма права, т.е. правовые явления, фиксируемые аналитической юриспруденцией, раскрываются в новом облике, обнаруживают “в себе” более глубокие явления и связи.
…………………………………………
Список литературы
1. Антонов М. В. Теория государства и права. - М: Юрайт, 2024. - 498 с.
2. Бакарджиев Я. В., Ромашов Р. А., Рыбаков В. А. Теория государства и права в 2 частях. Часть 1. М: Юрайт, 2024. 196 с.
3. Гавриков В. П. Теория государства и права. - М: Юрайт, 2023. - 462 с.
4. Жинкин С. А. Теория государства и права: Курс лекций. - М: Феникс, 2022. - 412 с.
5. Перевалов В. Д. Теория государства и права. - М: Юрайт, 2024. - 342 с.