Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Причины девиантного поведения в подростковом возрасте
ВВЕДЕНИЕ
Подросткам сегодня особенно нелегко адаптироваться к требованиям сложной современной экономики, политической ситуации и духовной жизни. Девиантное поведение молодежи, с одной стороны, вызвано множеством социальных процессов, а с другой — изменениями в непосредственной среде, такой как семья и школа. В этом возрасте молодые люди зачастую воспринимаются как «проблемные», и тема трудных подростков занимает значительное место в психолого-педагогической практике.
Экономическая нестабильность и разнообразные мировоззренческие установки создают трудности и конфликты. Мы наблюдаем, что молодежь порой проявляет агрессию и жестокость, что может быть следствием недостатка эмоциональной поддержки и заботы со стороны родителей. Особенно это касается семей, где присутствует физическое насилие. Эти чувства злости подростки могут направлять на окружающих. Преступность среди молодежи растет: подростки все чаще становятся участниками рэкета, проституции, экстремизма и даже возбуждают связи с преступными группировками. Проблема токсикомании и наркомании также усиливается, а ценность образования и труда теряет свою значимость. Подростки стремятся получить больше привилегий, не прикладывая усилий к учебе и работе.
………………………………………….
ГЛАВА 1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОБЛЕМЫ ДЕВИАНТНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Девиантное поведение как психологическая проблема
В России на сегодняшний день активно продолжаются исследования в области психологии девиантного поведения, которые развиваются более интенсивно, чем в зарубежных странах. Этот вопрос охватывает не только психологические аспекты, но и такие дисциплины, как социальная психология, социология, педагогика, криминология и другие научные области. Таким образом, проблема девиантного поведения становится междисциплинарной, сосредоточенной на изучении механизмов его возникновения, формирования, динамики и последствий, отклоняющихся от норм, принятых в обществе.
В рамках нашего исследования девиантное поведение понимается как действия, которые не соответствуют установленным или общепринятым моральным и правовым стандартам в той или иной социальной группе. Такие действия могут привести к изоляции, лечению, исправлению или даже наказанию индивида, именуемого девиантом. Также в литературе встречаются термины «отклоняющееся поведение» и «девиации» .
В психологии выделяются несколько ключевых характеристик, которые помогают понять природу отклоняющегося поведения :
1. Девиантное поведение нарушает принятые социальные нормы.
2. Оно часто вызывает негативную реакцию со стороны окружающих.
3. Указанные действия могут нанести вред как самому человеку, так и его окружению, и имеют деструктивный характер.
4. Девиантное поведение, как правило, имеет повторяющийся или длительный характер.
5. Не следует путать девиантное поведение с действиями, вызванными кризисными ситуациями или необходимостью самообороны.
6. С точки зрения медицины, существует сложная граница между отклоняющимся поведением и патологическими состояниями. Например, зависимость может перейти в алкоголизм или наркоманию.
7. Одна из причин девиантного поведения — это социальная дезадаптация, то есть трудности с адаптацией к меняющимся условиям окружающей среды.
8. Важную роль играют также индивидуальные и возрастные особенности, поскольку форма и степень выраженности девиаций могут различаться в зависимости от возраста и личных характеристик индивида.
В психологии существует множество трактовок понятия «норма» поведения, что делает необходимым более глубокое изучение девиантного поведения.
Психологи, такие как Е. Змановская и Л. Олифиренко, а также правоведы В. Васильев и В. Пирожков, и социологи, включая В. Иванова и С. Тамазяна, провели глубокие исследования различных аспектов девиантного поведения подростков, представив значимые результаты в этой области . Изучение научных источников показывает, что вопрос о сути девиантного поведения подростков уже в значительной степени раскрыт. Тем не менее, отдельные виды и критерии отклонений в поведении молодежи до сих пор остаются неясными.
Девиантное поведение, восходящее к позднелатинскому слову «deviatio», что значит «отклонение», представляется собой действия человека, не соответствующие социальным нормам и ожиданиям общества. Девиация охватывает широкий спектр отклонений, которые наблюдаются в поведении личности относительно традиционных норм данной социальной группы. Девиантность, в свою очередь, означает нарушение социальной регуляции и проблемы с психической саморегуляцией.
Термин «девиант» относится к личности, которая по своим характеристикам отличается от большинства людей. Девиант может иметь как отрицательные, так и положительные черты.
А.В. Хомич утверждает, что девиантное поведение представляет собой «реакции на различные ситуации, психические состояния и этапы развития личности, которые отклоняются от общепринятых норм. Это может привести к дезадаптации, затруднениям в процессе самоактуализации и принятии себя, что вызвано негативными паттернами поведения» .
В свою очередь, В.Д. Менделевич характеризует девиантное поведение как «систему действий, которые не соответствуют установленным в обществе нормам» . Это поведение может проявляться через «дисбаланс психических процессов, неадекватность и нарушения в процессе самоактуализации». Он также подчеркивает, что как положительные, так и отрицательные формы девиантного поведения имеют взаимосвязь и зависят от личных особенностей восприятия окружающего мира.
………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. А. А. Сафонов. Классификация видов отклоняющегося поведения и различие между его типами // МНКО. 2020. №6 (85). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/klassifikatsiya-vidov-otklonyayuschegosya-povedeniya-i-razlichie-mezhdu-ego-tipami (дата обращения: 25.12.2024).
2. Амирханова, П. М. Девиантное поведение подростков как фактор социализации / П. М. Амирханова // Вестник научной мысли. – 2022. – № 5. – С. 419-422.
3. Асмолов А. Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа. М.: МГУ, 1990. 367 с.
4. Беличева, С.А. Основы превентивной психологии. - М.: Социальное здоровье России, 1994. - 224 с.
5. Беляев, О. А. Причины проявления агрессии в поведении школьников подросткового возраста / О. А. Беляев // Аллея науки. – 2021. – Т. 2, № 1(52). – С. 686–688.
………………………………………….