Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России и его палат
ВВЕДЕНИЕ
Парламент в соответствии с принципом разделения властей, являясь органом общенародного представительства, осуществляет законодательную власть в государстве.
Правовой статус парламента определяется существующей в государстве формой правления. Конституция РФ 1993 года учредила Федеральное Собрание как представительный орган, осуществляющий законодательную власть в Российской Федерации.
Конституционно-правовой статус Федерального Собрания России определён в главе 5 Конституции Российской Федерации. 4 Согласно статье 94, это парламент, представительный и законодательный орган РФ.
……………………………………..
1. КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЙ СТАТУС ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИИ И ЕГО ПАЛАТ
1.1. Конституционный статус Федерального Собрания Российской Федерации
Высший представительный и законодательный орган в России — это Парламент, более известный как Федеральное Собрание Российской Федерации, его статус определён в статье 94 Конституции РФ. Безоговорочная автономия Федерального Собрания в области законотворчества подчеркивается отсутствием зависимости от иных государственных структур РФ.
Двухпалатная структура Федерального Собрания включает Совет Федерации и Государственную Думу. В состав Совета Федерации, который является палатой кантонального уровня, входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации, представляющие законодательные и исполнительные органы. Государственная Дума функционирует как палата народного представительства, где 450 членов распределяются поровну: 225 избираются по спискам политических партий, а оставшиеся 225 — по одномандатным округам. Каждая палата аккумулирует уникальную компетенцию и проводит заседания автономно. Примечательно, что до 1993 года палаты могли заседать совместно значительно чаще, что обусловливалось их схожими полномочиями.
Согласно статье 100, существует ряд обстоятельств, при которых палаты должны проводить совместные заседания:
Во-первых, это заслушивание ежегодного президентского послания. Данный процесс позволяет экономить время главы государства, служа основой для формирования законопроектной деятельности.
Во-вторых, перед парламентом выступает Конституционный Суд. Это неразрывно связано с законодательной инициативой, поскольку Суд может признать ряд актов противоречащими Конституции, что обязывает палаты инициировать изменения в законах, где содержатся неконституционные положения.
Далее, значимым моментом является присутствие на выступлениях лидеров зарубежных стран.
Кроме того, существует церемония принесения президентской присяги. Хотя Конституция об этом прямо не упоминает, на практике данное мероприятие зачастую предполагается.
Представители, входящие в Совет Федерации и Государственную Думу, имеют уникальное положение в качестве делегатов народа. Основные направления их работы представлены такими принципами, как:
«Императивный мандат», выражающийся в неукоснительном выполнении поручений избирателей и предоставлении отчёта о выполненной работе.
«Свободный мандат», предполагающий независимость в принятии решений и действиях, свободных от воздействия любых органов власти или отдельных чиновников.
……………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авакьян, С. А. Представительство в конституционном праве: вопросы теории и практики : монография / С. А. Авакьян. — Москва : Юстицинформ, 2022. — 484 с.
2. Васецкий, Н. А. Социология истории России / Н. А. Васецкий. — Москва : Академический Проект, 2019 — Том 1 : Базовые смыслы и ценности — 2019. — 579 с.
3. Конституционное право Российской Федерации. Практикум : учебное пособие / под редакцией В. А. Виноградова. — Москва : Проспект, 2024. — 160 с.
4. Конституционное право : учебное пособие / под редакцией И. В. Гончарова. — Москва : Проспект, 2019. — 504 с
5. Молокаева, О. Х. Правовой статус комитетов и комиссий палат Федерального Собрания Российской Федерации : монография / О. Х. Молокаева. — Москва : РГУП, 2020. — 155 с.
6. Неверов, А. Я. Конституционное право : учебно-методическое пособие / А. Я. Неверов. — Курган : КГУ, 2019. — 96 с.
……………………………………..