Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме История литургического богословия
Введение
Дисциплина, известная как «литургическое богословие», занимается важностью богослужения в жизни Церкви. Она рассматривает как историю литургических предметов, так и значение и важность знаков и символов в литургии, значение литургического участия мирян и связанную с этим роль духовенства. Литургическое богословие занимается смыслом христианского богослужения. Оно охватывает различные подходы к поиску смысла, которые начинаются с ритуальных картин и церемониальных сцен церковных форм богослужения, или же с идей о христианской доктрине.
………………………….
Основная часть
«Литургией» в узком смысле называется богослужение, связанное с центральным таинством Церкви – Евхаристией. Таким образом, литургику можно определить как науку, изучающую совокупность молитвословий и обрядов, составляющих богослужение Церкви, их историю и значение, а также историю и значение предметов и помещений, используемых при совершении богослужения.
Литургическое богословие – это изучение смысла христианских литургий. Чаще всего его связывают с выражением lex orandi, lex credendi. Это известное высказывание, как считается, происходит от Отца Церкви V века, который в контексте полемической дискуссии утверждал, что содержание веры можно защитить и объяснить, ссылаясь на устоявшиеся практики молитвы. Буквально, выражение предполагает, что существует – и должно быть – соответствие между «верой» и «молитвой», или литургией. Однако, какова именно связь между литургической практикой и доктриной, является весьма сложным и широко обсуждаемым вопросом. В целом литургические богословы горячо отстаивают не только важность литургии для жизни Церкви, но и более заметную роль ее в теологии и духовности. Ибо, к сожалению, остается верным, что литургия часто интерпретируется как простой набор ритуальных практик, а не как всеобъемлющее воплощение традиции веры .
Теологическая задача литургики, вытекающая из христианского богослужения, многогранна. Ее отправной точкой является не догматическое утверждение, и, строго говоря, не литургический текст, а живая Церковь, активно участвующая в богослужении. Точно так же ее конечная цель – не просто понять различные измерения богослужения, но и вернуть это понимание в жизнь и молитву Церкви.
Как раздел теологии оно является как систематическим, так и пастырским. Он является систематическим в том, что исследует доктрины веры, которые литургия артикулирует по-своему (lex orandi est lex credendi), и рассматривает эти доктрины в связи с их другими формулировками. Литургическое богословие также исследует фундаментальные богословские вопросы, касающиеся веры и молитвы, а Откровения – провозглашения. Оно также является пастырским, потому что литургическое богословие всегда говорит от Церкви и к Церкви в молитве. Он не может довольствоваться внутренней логикой рефлексивной методологии. Истина, которая раскрывается в литургическом богословии, должна в конечном итоге быть подтверждена в опыте самого богослужения.
Литургическое богословие развивается на основе нескольких отношений, которые существуют между верой, литургическим событием и рефлексивным богословием. Их можно определить как: вера, связанная с литургией, и литургия, связанная с теологией.
В литургике можно условно выделить два основных направления: историческую литургику и литургическое богословие. Историческая литургика стремится реконструировать историческое становление тех или иных богослужений и обрядов христианской Церкви, историю богослужебных предметов, книг и помещений. Историческая литургика апеллирует к источниковедению, а также в значительной степени к археологии и сродным ей наукам.
………………………….
Заключение
Таким образом, можно сделать выводы, что литургическое богословие размышляет о значениях, которые верующие прошлого и настоящего связывали со своими традициями поклонения. По сути, оно изучает весь феномен христианского поклонения, как в его исторических проявлениях, так и в его современных реализациях, пытаясь сформулировать его теологическое содержание. При этом литургическое богословие обращает внимание на то, что, по мнению христиан, происходит в их общей молитве и таинствах (сакраментальное богословие), и на способы, которыми сама традиция поклонения взаимодействует в более широком языке христианской веры и практики (историческое и систематическое богословие).
………………………….
Список литературы
1. Агапов Олег, прот. Основные аспекты богословия протопресвитера Александра Шмемана в свете его отношения к культуре и творчеству // Вестник Свято-Филаретовского института. – 2023. – Вып. 45. – С. 45-60.
2. Дворкин А. Л. Очерки по истории Вселенской Православной Церкви. – Нижний Новгород :Христианская библиотека, 2008. – 935 с.
3. Кашкин А. С. Устав православного богослужения: Учеб. пособие по Литургике. Саратов: Изд-во Саратовской митрополии, 2014. – 213 с.
4. Киприан (Керн), арх. Крины молитвенные. Белград, 1928; Евхаристия (главы из книги) // Журнал Московской Патриархии. 1991. - № 10. - С. 64-71; Литургика: Гимнография и эортология. М., 1997.
5. Сухова Н. Ю. «Историко-богословская революция» в высшей духовной школе России // Филаретовский альманах. – 2013. – № 9. – С. 139-144.
6. Шмеман А. протопр. Введение в литургическое богословие. – Париж: YMCA Press, 1961. – 247 с.