Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Педагогические способности
Введение
Актуальность темы. Профессия педагога требует разносторонних знаний и умений, безграничной душевной щедрости, любви и мудрости. Только каждый день с радостью отдавая себя детям, можно приблизить их к науке, заложить основу нравственных ценностей, приобщить к труду. Деятельность педагога - это всякий раз вторжение во внутренний мир постоянно растущего человека.
……………………………………………………………….
1. Классификация общих педагогических способностей
Согласно принятому определению педагогические способности – это совокупность индивидуально-психологических особенностей личности учителя, которые отвечают требованиям профессиональной деятельности и определяют успех в овладении профессией.
Для классификации способностей используются разные критерии. Так, могут быть выделены чувственно-двигательные, мыслительные, коммуникативные способности. В качестве другого критерия может выступать та или иная предметная область. Тогда выделяются, например, научные (математические, лингвистические, гуманитарные); творческие (музыкальные, литературные, художественные); инженерные способности.
Способности людей делят на виды, прежде всего по содержанию и характеру деятельности, в которой они проявляются.
Различают общие и специальные способности. Общими называют способности человека, которые в той или иной мере проявляются во всех видах его деятельности. Таковыми являются способности к обучению, общие умственные способности человека, его способности к труду. Они опираются на общие умения, необходимые в каждой области деятельности, в частности такие, как умение понимать задачи, планировать и организовывать их исполнение, используя имеющиеся в опыте человека средства, раскрывать связи тех вещей, к которым относится деятельность, овладевать новыми приемами работы, преодолевать трудности на пути к цели.
Общие способности классифицируются на 3 самостоятельные группы [2]:
1. личностные способности - расположенность к детям, выдержка и самообладание, способность к произвольной регуляции, управлению своим состоянием, психическими процессами, поведением;
2. дидактические способности - способность объяснять учебный материал, делать информацию доступной для понимания и запоминания, а также академические способности (способность усваивать информацию, учиться самому); речевые способности (способность говорить четко, правильно, убедительно и др.);
3. организаторские способности - способность организовывать себя и других (способность ставить цели, составлять план их достижения, контролировать процесс достижения целей); педагогическая наблюдательность; педагогический такт; суггестивные способности (способность внушать, убеждать); коммуникативные способности (способность передавать информацию, минуя барьеры общения и др.).
В настоящее время концепция педагогических способностей, развиваемая Н.В. Кузьминой и ее школой, представляет собой наиболее полную системную трактовку. Во-первых, в этой концепции все педагогические способности соотнесены с основными аспектами (сторонами) педагогической системы. Во-вторых, они определены, в отличие от всех предыдущих определений, как проявления «особой чувствительности к объекту, процессу и результатам педагогической деятельности». В-третьих, они представлены некоторой структурной организацией этой чувствительности, а не только их набором, совокупностью. В-четвертых, выделена уровневость педагогических способностей. В-пятых, в этой трактовке определена связь общих и специальных педагогических способностей, с одной стороны, и специальных педагогических и других специальных способностей — с другой [1].
……………………………………………………………….
Список использованной литературы
1. Аминов, Н.А. Диагностика педагогических способностей / Н.А. Аминов. - М.: «Институт практической психологии», 1997. – 80 с.
2. Кузьмина, Н.В. Очерки психологии труда учителя/Н. В. Кузьмина. – Л.: ЛГУ, 1967. – 183 с.
3. Кузьмина Н.В. Способности, одаренность, талант учителя/Н. В. Кузьмина. – Л.: ЛГУ, 1985. – 285с.
4. Педагогическая психология: Учебное пособие /Под ред. Н.В. Клюевой. - М.: ВЛАДОС - ПРЕСС, 2003. - 400 с.
5. Регуш, Л.А. Развитие способности к прогнозированию педагогических явлений у студентов пединститутов/Л. А. Регуш //Вопросы психологии. - 1985. - №1. - С. 94 - 102.
6. Рогов, Е.И. Учитель как объект психологического исследования: Пособие для школьных психологов по работе с учителем и педагогическим коллективом/Е. И. Рогов. – М.: ВЛАДОС, 1998. - 496 с.