Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Идея правового государства в российской политико-правовой мысли
Введение
Этимология понятия «правовое государство» в российском обиходе имеет довольно глубокую историю. А если рассматривать мировую историю, то и вовсе уходит в века Античности. Однако, в рамках отечественной истории, первые отголоски и попытки выявления сущности правового государства приходятся на 1861-1864 год – отмена крепостного права и начало судебной реформы. Больший интерес концепции правового государства в силу неизбежной реорганизации государственной власти российские правоведы проявляли в конце XIV, начале XX вв., когда перед Россией стояла проблема перехода от феодального, полицейского государства к буржуазному, основанному на лозунгах братства, равенства и свободы.
……………………………..
1. История развития правового государства
Принято считать, что термин «правовое государство» возникло в начале 19 века в работах немецкий правоведов К.Т. Велькера, Р. Фон Моля, Р.Г. Шайста и других. Но предпосылки возникновения теории правового государства в виде идей гуманизма, обширного или ограниченного притязания господствующего класса принципам демократизма, закрепления и сохранения свободы, господства права и закона можно проследить в рассуждениях мощнейших умов Древнего мира.
В известных диалогах философа-идеалиста Древней Греции Платона были мысли о том, что там, где «закон не имеет силы и находится под чьейто властью», неизбежна «близкая гибель государства». «Соответственно, там, где законы установлены в интересах нескольких человек, речь идет не о государственном устройстве, а только о внутренних распрях» [3, с. 67-68].
Деспотичность, неизбежно приводящая, с точки зрения Платона, на смену демократии, опьяненной «свободой в неразбавленном виде, когда чрезмерная свобода оборачивается чрезмерным рабством, есть худший вид государственного устройства, где царят беззаконие, произвол и насилие. Только там, подводил итог Платон, «где закон – владыка над правителями, а они – его рабы, я вижу спасение государства и все блага, какие только могут даровать государствам боги».
Идеи человеколюбия, духовной свободы всех людей вне зависимости от их деятельности и роли в обществе, наиболее ярко и требовательней описываются в многочисленных трактатах Сенеки. Эти гуманистические мотивы, изменяющиеся моментально или по истечении определенного промежутка времени в определенные государственно-правовые идеи и доктрины, согласно с которыми в обществе и государстве должны были поддерживать не зло, насилие и произвол, а право, закон и справедливость, развивались не только в Древней Греции и Риме, но и в Древней Индии, Китае. Например, в Китае, еще в глубокой древности философами и юристами применительно к господствующему в государстве рабовладельческому строю были мнения о том, что в государстве должен царить порядок, который должен основываться на законе.
Мыслители того времени утверждали, что монарх, если захочет до конца своих дней не рисковать своей жизнью, то он должен быть справедливым, а управление государством должно быть спокойным. Нельзя силой прививать порядок в стране, поскольку она управляется справедливостью. Эти положения и схожие с ними идеи и мировоззрения наивно было бы исключать напрямую в их изначальном виде в систему принципов и концепций, которые формируют современную концепцию правового государства. Это тем более невозможно, что им не всегда хватало строгой логичности, определенности и последовательности.
Философские основы теории правового государства образовалась и развивалась немецким ученым-философом Иммануилом Кантом, множество раз указывавшим на необходимость для государства опираться на право, строго согласовывать свои действия с правом, всегда на него опираться. Государство, по Канту, выступает в качестве объединения множества людей, которые подчинены правовым законам [1, с. 77]. Если же государство не будет соблюдать данный принцип, то оно рискует потерять авторитет и доверия своего народа, побудит их к занятию по отношению к себе позиции отчужденности.
……………………………..
Список использованных источников
1. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Осетрова А. Ю. Правоведение. М.: Юрайт, 2023. 345 с.
2. Братко Т. Д. Правоведение. Практикум. М.: Юрайт, 2023. 86 с.
3. Бялт В. С. Правоведение. М.: Юрайт, 2023. 304 с.
4. Волков А. М., Лютягина Е. А. Основы права. М.: Юрайт, 2023. 280 с.
5. Волков А. М., Лютягина Е. А. Правоведение. М.: Юрайт, 2023. 346 с.
6. Зорина Е. М. Методика преподавания правоведения: теория и практика. М.: Лань, 2023. 108 с.
7. Марченко М. Н. Сравнительное правоведение. 2-е издание. М.: Проспект, 2024. 784 с.