Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Реферат по работе О.Шпенглера Конец Европы
Введение
Книга О. Шпенглера «Закат Европы», бесспорно, принадлежит к числу значительных произведений мировой философской мысли современности. Актуальность исследования работы Освальда Шпенглера «Закат Европы» обусловлена её универсальностью и глубокой философской интерпретацией исторических циклов, которые находят отклик и в современных условиях. Шпенглер предлагает уникальную концепцию исторического развития, рассматривая культуры как живые организмы с предсказуемыми этапами рождения, расцвета и упадка. Этот подход позволяет не только анализировать прошлое, но и делать выводы о настоящем и будущем цивилизаций, что приобретает особое значение в эпоху глобализации и культурных кризисов.
………………………………
1. Культура как прафеномен мировой истории в теории О.Шпенглера
Работа О. Шпенглера «Закат Европы», бесспорно, принадлежит к числу значительных произведений мировой философской мысли современности. Издана она была более 100 лет назад (в 1918 г.), но интерес к ней не иссякает и в наше время.
Главной темой произведения является история высоких культур: египетской, индийской, вавилонской, китайской, греко-римской, византийско-арабской, западноевропейской и майя. Каждая из них аналогична жизнедеятельности биологического организма, однако в отличие от природного организма, который суть материален, культура представляет собой, прежде всего, идеальное начало. «Культура есть прафеномен всякой прошедшей и будущей мировой истории», — пишет О. Шпенглер. «Прафеномен — это то, в чем идея становления в чистом виде лежит перед наблюдателем» [14, С. 164]. По мнению философа категория прафеномена есть центр теории культур.
Впервые идея прафеномена в том смысле, в каком оно фигурирует в концепции немецкого философа, была сформулирована в творчестве одного из виднейших мыслителей XVIII—XIX веков И.В. Гете. В своем морфологическом учении, имеющем предметным содержанием мир биологических форм, в качестве одной из основных задач он ставит выявление «живых образов», «становящихся форм», «прафеноменов» природных организмов, лежащих в их основании и дающих ключ к их пониманию. Другими словами, согласно Гете, прафеномен есть порождающее начало, субстанция, первопричина биологических систем [9]. Ту же роль, по мнению О. Шпенглера, прафеномен играет в отношении культуры. Однако, на наш взгляд, автоматическое перенесение категорий биологии в социальный мир сыграло злую шутку над мыслителем: культура состоит из людей — не из животных, и если биологический организм развивается согласно заложенной в него природой программой, то человек не терпит автоматизма, поскольку он — творческое существо.
Одной из сущностных черт культуры-прафеномена является ее становление, в котором она осуществляет выход за свои пределы в сферу материи и пространства. «Каждая культура находится в глубоко символической связи с материей и пространством, в котором и через которое она стремится реализоваться» [14, С. 166], как указано у О. Шпенглера.
Осуществление культуры вовне образует ее тело, то есть все те внешние пространственные формы, в которых она опредмечивает себя как прафеномен или идея. Отсюда возникает двойственное понимание культуры: «Я различаю возможную и действительную культуру, т. е. культуру как идею — общего или личного — существования, и культуру как тело этой идеи, как сумму сделавшихся доступными восприятию пространственных и ощутимых ее выражений, как-то: поступки и настроения, религия и государство, искусство и науки, народы и города, экономические и общественные формы, языки, право, обычаи, характеры, черты лица и одежды» [14, С. 90]. Здесь нельзя не отметить предельно широкое понимание О. Шпенглером культуры, вмещающей в себя все возможные проявления человеческой деятельности.
………………………………
Список литературы
1. Афанасьев, В.В. Социология политики Освальда Шпенглера. М. : КДУ, 2009. - 192 с.
2. Бердяев, Н.А. Предсмертные мысли Фауста. – URL: http://krotov.info/library/02_b/berdyaev/1923_059.htm.
3. Горелов, А.А. Концепция культурно-исторических типов Н. Я. Данилевского и современная социально-политическая реальность // Знание. Понимание. Умение, 2015 - №4. - С. 53–62.
4. Джейранова, М.О. Философия культуры Освальда Шпенглера // Форум молодых ученых, 2018. - № 6/1 (22). – С. 956-962.
5. Клисторин, В.И. К столетию падения Запада и заката Европы // Источник ЭКО. Всероссийский экономический журнал, 2017. - № 7. - C. 162-177.
………………………………