Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Причины и факторы в возникновении нарушений и задержек в развитии ребенка
Введение
Актуальность исследования. Нарушение психического развития (НПР) - это психическое состояние личности, характеризующееся измененными темпами формирования психических функций, а также нарушениями познавательной и умственной деятельности. В литературе также фигурирует такой термин, как «психический дизонтогенез», обозначающий патологию психического развития с изменением последовательности, ритма и темпа процесса созревания психических функций.
…………………………………………………………………
1. Нарушение развития в детском возрасте
1.1 В.В. Лебединский о нарушениях психического развития у детей
Исходя из основного качества нарушения психического развития у детей, В.В. Лебединский выделяет, следующие группы аномалий нарушения развития:
- аномалий недоразвития и задержка развития, чем вызвана отставанием в развитии;
- аномалия поврежденное развитие и дефицитарное развитие вызваны поломкой развития;
- аномалия искаженное и дисгармоническое развитие вызваны асинхронией развития.
Клинико-психологические данные показывают, что, при одном и том же заболевании могут проявляться различные признаки дизонтогенеза, при ранней детской шизофрении можно наблюдать как задержанное и искаженное развитие, так и более грубую форму — недоразвитие и даже поврежденное развитие.
Олигофрения
Одной из таких моделей психического недоразвития является олигофрения.
В.В. Лебединский рассматривает возрастную динамику становления психических функций у детей, при негрубых формах олигофрении. В первые годы жизни ребенка отмечается запаздывание формирования перцептивных функций, отсутствия реакции на звук, цвет, нет проявления оживленности на лице у ребенка при виде игрушки, родителей, задержка развития моторики.
В возрасте 2-3 года уже более выраженно запаздывание в развития навыков самообслуживания, отчетливо видно недоразвитие речи.
В дошкольном возрасте как описывает В.В. Лебединский, уже четко наблюдается задержка в интеллектуальной деятельности, отсутствие любознательности, слабое познавательное проявление к окружающему миру, игровое поведения у ребенка представлено в виде текста, состоящего из отдельных игровых единиц.
Задержка психического развития.
В отличие от детей, страдающих олигофренией, эти дети достаточно сообразительные, более продуктивны в социальной деятельности.
На первых этапах развития у детей наблюдается задержка развития эмоциональной сфере, в интеллектуальной сфере выражены не резко, обычно проявляются при поступлении в школу. При задержке психического развития наблюдается у детей незрелость мышления, наблюдается быстрая утомляемость в интеллектуальной деятельности и в игре.
…………………………………………………………………
Список литературы
1 Бардышевская, М.К. «Диагностика эмоциональных нарушений у детей»: Учебное пособие / М.К Бардышевская, В.В. Лебединский. М.: УМК «Психология», 2003. 320 с.
2 Близнюк, А.И. «Психосоматическая патология, классические теории и современные концепции» / А.И. Близнюк // Медицинские новости. 2014. №10 (241). С.10-15.
3 Выготский, Л.С. «Собрание сочинений в 6 т.» / Л.С. Выготский. Т.5. «Основы дефектологии» / Под ред. Т.А. Власовой. М.: Педагогика, 1983. 368 с.
4 Выготский, Л.С. «Психология развития ребенка» / Л.С. Выготский. М.: Изд-во Смысл, Изд-во Эксмо, 2004. 512 с.
5 Дмитриева, Н.Ю. «Детская психосоматика. Почему болеют наши дети» / Н.Ю. Дмитриева. М.: Изд-во Феникс, 2018. 152 с.
…………………………………………………………………