Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Христианское учение о творении человека
Предмет: догматическое богословие
ВВЕДЕНИЕ
Вопрос о происхождении мира, характере и природе этого происхождения - один из самых трудных, но в тоже время один из самых принципиальных и значимых в диалоге науки и религии в современном обществе. Что есть происхождение мира: творение или эволюция? ……………………………………….
1 Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия
Под чертами образа Божия, дарованного человеку при сотворении Адама, святыми отцами и учителями Церкви подразумеваются свободная воля, бессмертие души, царственное положение в мире, способность достигать нравственного совершенства, дар творчества, людская разумность, а также некие свойства, подобные чертам внутритроичной Божественной жизни. В современной православной литературе именно таким перечислением чаще всего и исчерпывается указание тех богообразных черт, что присущи человеку. Вместе с тем, одна из сторон заложенного в нас образа Творца зачастую ускользает от внимания сегодняшних христианских авторов.
Здесь имеется ввиду одна из особенностей православного антропологического учения: по мысли ряда древних отцов, Адам был сотворен по образу именно Второго Лица Пресвятой Троицы, Сына Божьего, по образу Слова. Ныне можно наблюдать некоторое забвение этой мысли отцов, несмотря на то, что для древней святоотеческой традиции — той традиции, к духовному единению с которой мы сегодня стремимся, — видение подобной стороны образа Божьего в человеке представлялось весьма значимым. Ведь именно в этом аспекте человеческой богообразности и оказывается явлен нам самый глубинный смысл промыслительного Божественного замысла о человеке.
Эта идея была присуща таким древним церковным писателям, как, например, сщмч. Ириней Лионский, Тертуллиан, Климент Александрийский, Ориген, свт. Афанасий Великий, преп. Анастасий Синаит, преп. Иоанн Дамаскин, св. Николай Кавасила.
………………………………………………………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, по мысли Булгакова, человек сотворен по образу Сына Божия именно потому, что Сын Божий от века пребывает существующим по образу человеческому. Он пишет: “Что именно Вторая Ипостась дает образ человека, об этом свидетельствует факт Боговоплощения: Вочеловечение Второго Лица Св. Троицы, Господа И[исуса] Христа. Если человек имеет образ Божий, это значит, что и Бог имеет образ человека в каком-то, хотя и не поддающемся точному выяснению, смысле. В Адаме перстном начертан лик Адама Небесного и преднамечено их конечное соединение”.
……………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Библия. Книги священного Писания Ветхого и Нового Завета. М., 1997.
2. Макарий (Булгаков). Православно-догматическое богословие. Спб. 1868.
3. Малков П. Ю. Святоотеческое учение о сотворении человека по образу Сына Божия // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института. Материалы 2000. М., 2000, с. 38-45.