Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Влияние материальной и нематериальной мотивации работников среднего и младшего медицинского персонала на эффективность труда
ВВЕДЕНИЕ
Человеческие ресурсы, в частности медицинские ресурсы здравоохранительных учреждений, с быстрым экономическим и инновационным развитием государства являются одним из важных рычагов, влияющих на показатели рождаемости, заболеваемости, инвалидности, сокращения продолжительности жизни и смертности населения . В последние годы эти показатели в России непрерывно ухудшаются, что может говорить о глубоком кризисе в сфере здравоохранения. Постоянные реформы в ней вызывают массовое недовольство медицинских, что влияет на мотивацию и состояние их трудоспособности и неконтролируемую миграцию медицинских работников за границу в поисках достойной заработной платы, недовольство населения качеством полученной медицинской помощи в городской, а особенно в сельской местности .
Мотивация труда является важным компонентом в управлении персоналом, который непосредственно влияет на качество и эффективность выполнения профессиональных обязанностей. Средний медицинский персонал, включая и младших медицинских сестер, фельдшеров и лаборантов, играет ключевую роль в обеспечении бесперебойной работы системы здравоохранения. От их профессионализма, дисциплины и мотивации зависят не только результаты лечебно-диагностического процесса, но и уровень удовлетворенности пациентов полученной медицинской помощью.
…………………………………………………….
ГЛАВА 1. Теоретический анализ проблемы формирования мотивации работников среднего и младшего медицинского персонала на эффективность труда
1.1. Общие сведения о мотивации
Мотивация в менеджменте представляет собой процесс побуждения человека или группы людей к выполнению определенных действий, направленных на достижение целей организации, посредством удовлетворения их потребностей, интересов и ожиданий. Это ключевая функция управления, которая обеспечивает активизацию трудовых ресурсов, их вовлеченность и продуктивность .
Определена роль мотивации в менеджменте, которая заключена в:
- повышении производительности труда сотрудников;
- укреплении лояльности и приверженности компании;
- снижении текучести кадров;
- улучшении командной работы и взаимоотношений внутри коллектива;
- обеспечении устойчивого развития организации.
Мотивация в менеджменте – это не разовая задача, а непрерывный процесс, требующий системного подхода, регулярного анализа потребностей сотрудников и гибкости в применении методов. Умение мотивировать персонал является важным качеством успешного руководителя, которое способствует достижению стратегических целей компании .
Выделены теоретические и процессуальные подходы мотивации в менеджменте. Первые включают следующие содержательные теории:
- Теория потребностей Маслоу: разделяет потребности на пять уровней, начиная от физиологических и заканчивая потребностью в самореализации.
- Теория ERG Клейтона Альдерфера: выделяет три категории потребностей: существование, связи и рост.
- Теория мотивации и гигиены Герцберга: разделяет факторы на гигиенические (условия труда, зарплата) и мотиваторы (достижения, признание).
Процессуальные теории мотивации объясняют, как именно формируется мотивация и как она влияет на поведение сотрудников. Например:
- Теория ожиданий Врума: утверждает, что мотивация зависит от ожиданий результата и ценности вознаграждения.
- Теория справедливости Адамса: фокусируется на восприятии справедливости вознаграждения в сравнении с усилиями.
- Модель целевой мотивации Лока: подчеркивает важность постановки четких и значимых целей .
Эффективное управление персоналом напрямую связано с глубоким пониманием мотивов, определяющих деятельность каждого сотрудника. Только осознавая, что именно движет человеком, что стимулирует его к действиям, а также какие внутренние причины лежат в основе его решений, можно разработать оптимальную систему управления, включающую современные формы и методы стимулирования. Для этого необходимо не только изучить механизмы возникновения мотивов, но и выяснить, каким образом они могут быть активированы и использованы для повышения продуктивности.
Мотивы представляют собой основополагающие причины, побуждающие человека к конкретным поступкам. Они формируются под воздействием потребностей и интересов и выражают представление о благе, которого человек стремится достичь через выполнение определенных трудовых действий .
Структура мотивации трудового поведения состоит из трех основных элементов:
• Осознание потребностей, удовлетворение которых возможно благодаря трудовой деятельности.
• Понимание ценности вознаграждения, которое можно получить за выполненную работу.
• Взаимосвязь между потребностями и процессом их удовлетворения через трудовые усилия.
Выбор поведения человека зависит не только от предполагаемого вознаграждения, но и от затрат, которые требуется понести для достижения результата .
…………………………………………………….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Абдурахманов А.А. Совершенствование системы мотивации и стимулирования труда персонала медицинской организации / А.А. Абдурахманов // Моделирование и прогнозирование развития отраслей социально-экономической сферы: Сборник научных трудов по материалам Всероссийской научно-практической конференции, Курск, 27–29 сентября 2017 года. – Курск: Курский государственный медицинский университет, 2017. – С. 37-41.
2. Алешина Е.А. Проблемы профессионального выгорания и трудовой мотивации среднего медицинского персонала / Е.А. Алешина // Фундаментальные и прикладные исследования кооперативного сектора экономики. – 2016. – № 4. – С. 20-24.
3. Аманбеков А.А. Причины ухода медицинских сестер из профессии / А. А. Аманбеков // Бюллетень науки и практики. – 2024. – Т. 10, № 5. – С. 367-375.
4. Апашева Ш.А. Особенности медицинской профессиональной деятельности / Ш.А. Апашева, С.Ш. Ахмедханов Б.С. Абдуллаева // Медицинская этика и деонтология. Психология профессионального общения: материалы Всероссийский научно-практической конференции с международным участием, посвященной Году педагога и наставника, Махачкала, 08 декабря 2023 года. – Махачкала: Дагестанский государственный медицинский университет, 2023. – С. 60-63.
5. Арутюнов В.В. Управление персоналом: учеб. пособие /В.В. Арутюнов, И.В. Волынский. – Ростов-на-Дону, 2021. – 448 с.
…………………………………………………….