Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Показатели уровня речевой культуры личности
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Одна из важнейших составляющих жизнедеятельности человека – это общение. Исследователи (В.И. Слободчиков, Е.И. Исаев, Б.З. Зельдович, А.И.Волкова) характеризуют его как сложный процесс, который порожден потребностью в совместной деятельности. Оно включает в себя обмен информацией, выработку единой линии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека. В общении усваиваются практические навыки и умения, а также нравственные принципы, правила этикета и традиции. Общаясь с другими личностями, каждый сам становится личностью.
………………………
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЯ «РЕЧЬ» И «РЕЧЕВАЯ КУЛЬТУРА»
1.1. Речь как инструмент взаимодействия
Д.С. Лихачев говорил: «Наша речь – важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает» . Можно удивляться многим вещам, созданным человеком. Однако многие великие достижения, вплоть до создания искусственного интеллекта, не стали бы столь значимыми, а подчас в принципе возможными, без самого мудрого творения человечества – языка и речи. Если добавить к этому, что речью владеют исключительно представители человеческого рода, то ее значимость в развитии и жизнедеятельности людей становится очевидной.
Появление речи является закономерным процессом исторического развития, и вопрос о ее происхождении волновало человечество во все времена. Уже в VI веке до н.э. появились первые свидетельства такой заинтересованности, а затем вопросом занимались Ч.Дарвин, Г.Спенсер, Ф.Энгельс, Г.Гельмгольц, др. Однако практически каждая из выдвинутых теорий вызывает споры и разногласия. И несмотря на то, что вопросом озадачены археологи, психолингвисты, представителя эволюционной антропологии, нейрофизиологии, популяционной биологии, этологии и т.д., проблема возникновения языка и речи и сегодня остается достаточно сложной в силу своей многоаспектности.
Вместе с тем можно сказать, что понимание значимости речи как необходимого инструмента взаимодействия к настоящему времени сформировалось окончательно. По мнению известного российского исследователя истории формирования речи Т.А. Роменской (Стругацкой), речь возникла «в глубинах нижнего палеолита на дистанции приблизительно в 600-300 тыс. лет до н.э.» . Как известно, в то время еще не появились культы и обряды. Вряд ли причиной возникновения речи могло стать и подражание явлениям природы. Скорее всего не стоит искать связи и с эстетическими потребностями. А вот то, что «речь была порождена труднейшими условиями жизни первобытных людей», можно признать вполне закономерной причиной. «Неистребимая потребность общения» стала важнейшим фактором выживания человека и породила развитие речи.
Речь как инструмент взаимодействия выполняет ряд функций: контактоустанавливающая, валюнтативная (функция волеизъявления), меиаязыковая (функция истолкования), интеллектуально-коммуникативная, эмотивная, функция формирования и выражения мыслей. Важной представляется эстетическая функция, в процессе выполнения которой речь принимает характер некоего эстетического объекта .
………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Айвазян О.О. Коммуникация и речь // Вестник Адыгейского государственного университета. 2012. №3(103). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kommunikatsiya-i-rech (дата обращения: 25.12.2024).
2. Анисимова Т.В. Беседы и переговоры как жанр профессиональной речи: Текст научной статьи / Записки Горного института, 2005 // URL: https://cyberleninka.ru/article/n/beseda-i-peregovory-kak-zhanry-professionalnoy-rechi (Дата обращения: 25.12.2024)
3. Архипкина Г.Д. Стилистические фигуры в риторике и стилистике // Актуальные проблемы филологии и педагогической лингвистики. 2009. № 11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/stilisticheskie-figury-v-ritorike-i-stilistike (дата обращения: 25.12.2024).
4. Винокур Г.О. Из бесед о культуре речи // Русская речь. 1967. № 3. – С. 10.
………………………