Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Российская цивилизация между Западом и Востоком
.
Введение
Постигая прошлое, мы стремимся разобраться в настоящем, определить тенденции развития современного общества. В этом смысле особо важное, актуальное для нас значение приобретает решение вопроса о соотношении западной и восточной культур и цивилизаций, различия и сходства, а так же место России в диалоге этих культур. И эта проблема довольно часто поднималась и прежде поднимается в работах философов и социологов. Сейчас она стала обсуждаться на страницах не только специализированной печати – статьях, но и в еженедельных и ежедневных журнальных и газетных материалах, в политических дискуссиях и т.д.
……………………………..
1.История России - наследие восточной и западной цивилизации
Разделение человечества (в историко-географическом контексте) на цивилизации носит несколько умозрительный характер. Так, Берсенев В.Л. указывает, что А.Дж. Тойнби в итоге насчитал в мировой истории 21 цивилизацию, О. Шпенглер – всего восемь; столько же выделял С. Хантингтон. Русский философ Н.Я. Данилевский утверждал, что существует 10 культурно-исторических типов.
Однако при такой разнице подходов большинство исследователей сходятся на том, что существует западная (западноевропейская) цивилизация, а также ряд «восточных» цивилизаций: арабская, китайская, индийская, японская. При этом западная и восточные цивилизации имеют между собой несколько принципиальных отличий (показаны на рисунке 1).
Рисунок 1 - Принципиальные отличия между западной и восточной цивилизациями
Мыслители разных веков относили Россию то к западной (Кавелин К.Д., Чернышевский Н.Г., Чичерин Б.И.), то к восточной (Д. Тредголд, другие западные историки) цивилизации, то к самобытной славянской цивилизации (славянофилы Киреевский, Хомяков, Аксаков и др.) .
Действительно, географическое положение России требует осмысления её ориентации в цивилизационном ключе.
Начнём с того, что обретение государственности восточными славянами связано с приходом на княжение варягов – т.е. викингов-германцев, носителей западного менталитета. Первый цивилизационный выбор Древней Руси – выбор монотеистической религии князем Владимиром Святославичем – также склонил чашу весов скорее к западу. Владимир выбрал не католицизм, а православие, то есть не обратился к западу напрямую. Но он отказался также от истинно восточных ислама и иудаизма. Это сблизило Русь с Византией – если можно так сказать, оплотом Запада на Востоке. В целом, как мне кажется, схожие цивилизационные выборы Россия осуществляет в течение всей своей истории в каждой следующей точке бифуркации.
Конечно, колоссальное влияние востока оказало на Русь татаро-монгольское завоевание. И в первую очередь это связано с приятием деспотического стиля управления, которое пришло на смену протодемократическому устройству общества, когда местные элиты могли (по крайней мере, в некоторых ситуациях) сами выбирать себе князей.
После избавления от ига Золотой Орды Московское княжество начало «собирать» - то есть захватывать земли именно по восточному принципу. Завоёванные княжества вливались в состав нового государства, а местные дворяне не имели такой самостоятельности, как их западные аналоги того же времени. Могущество власти Ивана IV не идёт ни в какое сравнение с оным королей Англии и Франции XVI века, в то время как Священная Римская империя вообще вступила в период упадка
……………………………..
Список использованной литературы
1. Беспалько Г.Н. Исторический путь России между Западом и Востоком/ Г.Н. Беспалько// Вопросы национальных и федеративных отношений. – 2022. - №7(88). – С. 271-275
2. Губачев М.Н. Культурные факторы развития российской цивилизации/ М.Н. Губачев// Проблемы цивилизационного развития. – 2024. - №6. – С. 134-136
3. Замиралова Т.А. Опыт взаимодействия культур Востока и Запада в российских условиях/ Т.А. Замиралова// Образование и право. – 2023. - №3. – С. 361-363
4. Карапетян Е.А. Культурная специфика становления и развития российской цивилизации/ Е.А. Карапетян, В.А. Белоусов// Актуальные проблемы истории, политики и права. – 2023. - №10. – С. 113-117
……………………………..