Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Академическое красноречие в России
Одна из основных целей риторического обучения студентов предполагает формирование понятия уместности речи. Оно складывается из умений говорящего «прочитывать» ситуацию общения и соотносить с ней свое речевое поведение. Обучение академическому красноречию для студентов преподавательской и учительской специальностей на филологическом факультете университета профессионально значимо. Хотя данная работа целенаправленно и поэтапно ведется в течение всего курса обучения риторике и культуре речи, целесообразным представляется уделить анализу академических речей и отдельное семинарское занятие. Прокомментируем несколько видов заданий, эффективность которых не раз была выявлена в процессе обучения.
…………………………….
1. Сущность и особенности академического красноречия
Академическое красноречие - род речи, помогающий формированию научного мировоззрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью, логической культурой. В России академическое красноречие сложилось в первой половине XIX в. Университетская трибуна была средством пропаганды научной мысли, передовых научных идей. К числу выдающихся ученых-ораторов относятся физик Л.Д. Ландау, историк В.О. Ключевский, физиолог И.М. Сеченов, ботаник К.А. Тимирязев и др.
Характерными чертами академического красноречия являются: высокий уровень научности, логика, доступность изложения, наглядность, яркость и эмоциональность. Особое место отводится научности изложения. Оно предполагает знакомство лектора с новыми разработками и открытиями не только в данной области науки, но и в соседних областях, свободное владение всем материалом, умение разъяснить отдельные положения, умение делать выводы, обобщения [4].
Академической риторикой называют вид ораторского искусства, используемый в области научной деятельности или преподавания для того, чтобы представить результаты своей научно-исследовательской деятельности или в целях популяризации науки.
Помогает развивать научное мировоззрение, отличается научностью изложения, наличием глубокой аргументации, логической культурой. Это активное средство воспитания гражданской позиции, творческого мышления, развития эстетических чувств.
Важной особенностью академического выступления является четкость, лаконичность, позитивность и возможность диалога. Требуется умение размышлять вслух, рассуждать долго, с постепенным раскрытием нити рассуждений.
Глубокая аргументированность, строгий стиль речи, специфическая лексика и терминология также сопутствуют академическому красноречию высокого уровня.
Академическое красноречие предполагает использование научного стиля речи, которая отличается знаковым оформлением, сохранением и передачей аудитории новой, часто трудной для восприятия, информации. При этом отсутствует любая иносказательность и многозначность [5].
В России основы академического красноречия зародились в начале 19 века. Хотя еще в 18 веке Е. Р. Дашкова, руководитель Российской Академии наук, ввела курс чтения лекций в университете.
…………………………….
Заключение
Выдающимися представителями академического красноречия были профессора университетов Т.Н. Грановский, С.И. Соловьев, В.О. Ключевский и др. Многие русские ученые умели создавать в аудиториях атмосферу научного воодушевления, в котором наиболее полно и целостно проходил сложный процесс восприятия и усвоения научных истин. Это такие ученые как И.М. Сеченов, К.А. Тимирязев, И.П. Павлов и др.
…………………………….
Список литературы
1. Абрамова Н. А., Володина С. И., Никулина И. А. Риторика. Учебное пособие. - М: Проспект, 2022. - 280 с.
2. Виноградова С. М., Силин И. С. Риторика. - М: Юрайт, 2024. - 317 с.
3. Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Риторика. - М: Юрайт, 2024. - 233 с.
4. Зверев С. Э., Ефремов О. Ю., Шаповалова А. Е. Риторика. - М: Юрайт, 2024. - 304 с.
5. Ивин А. А. Риторика. - М: Юрайт, 2024. - 279 с.
6. Ладыженская Т. А., Ипполитова Н. А., Смелкова З. С. Риторика. Учебник. - М: Проспект, 2023.- 448 с.
7. Михалкин Н. В., Антюшин С. С. Основы риторики. - М: Юрайт, 2024. - 322 с.
8. Тимошенко Т. Е. Основы практической риторики. Учебное пособие. - М: Флинта, 2022. - 132 с.
9. Фесенко О. П. Академическая риторика. - М: Юрайт, 2023. - 182 с.