Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Мартин Лютер – идеолог Реформации
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы
Период XVI-начала XVII вв. ознаменовался развитием религиозного и общественно-политического движения на территории Западной и Центральной Европы, которое изначально было направлено на реформирование Католической церкви, а затем и образование новой христианской конфессии, получившей название протестантизм.
Исходным пунктом этого движения стала Германия. Именно здесь произошел первый акт буржуазной революции, направленной на преодоление феодальной раздробленности и установление государственного единства. Ситуация в стране значительно усложнялась тем, что раздробленностью страны пользовалась церковь, которая эксплуатировала жителей в пользу папства. Этим церковь и вызывала ненависть к себе.
…………………………………..
1. Причины возникновения и классификация течений Реформации
Датой начала Реформации принято считать 31 октября 1571 года. В этот день в саксонском городе Виттенберг начал распространять свои «95 тезисов» Мартин Лютер.
Предшественником Реформации обычно называют чешского священника Яна Гуса и англичанина Джона Уиклифа. В XIV веке их обвинили в ереси и осудили Констанцким собором.
Что же касается причин Реформации, то исследователи говорят об их многочисленности и неоднородности. Тем не менее можно назвать ряд объективных причин .
Во-первых, это объективные причины культурно-государственного характера, а именно, стремление ряда государств, в том числе немецких княжеств, к независимости от Рима, а также желание поставить человека в центр мира. Такой антропоцентризм формировался под влиянием идей Возрождения, суть которых заключалась в том, что человек самодостаточен как личность. Возрожденческое понимание его самоценности распространилось и на определение роли Церкви: необходимость ее посредничества между человеком и Богом отрицалась, поскольку человек способен общаться с Богом напрямую.
…………………………………..
2. Реформирование догматики в учении Мартина Лютера
Мартин Лютер родился в семье бывшего крестьянина, который перебрался в город и там собственным трудом заработал уважение. Отец отличался очень крутым нравом. Всякая провинность каралась жесточайшим образом. Своего сына он видел только как ученого.
Можно предположить, что именно эта чрезмерная родительская строгость и стала причиной особого восприятия Лютером Бога. Он видел в нем карающего и постоянно наказывающего человека Творца. В течение всего дореформенного периода религиозные переживания и действия Мартина определялись этим чувством страха.
Попав однажды в грозу, под влиянием этого чувство он дал, как позже сам говорил, «вынужденный, но и необходимый обет», что, в случае спасения, примет «ангельский чин» .
Свое обещание Лютер выполнил, поступив в Августиновский монастырь в Эрфурте. Но изучение Писания не дает ему успокоения, хотя Лютер, как истинный правоверный католик верил в непогрешимость папы и истинность его поступков» .
По совету своего покровителя и наставника Лютер принял священнический сан и по делам ордена отправился в Рим. Мартин был разочарован нравами папской столицы, но и тогда продолжал оправдывать папу в своих высказываниях. По его мнению, он стал невинной жертвой окружения.
Под влиянием увиденного в этой поездке и начали проявляться идеи, сформировавшиеся со временем в протестантизм.
…………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Идеи Мартина Лютера имели как положительные, так и отрицательные последствия. Его учения о свободе совести и праве на свободу вероисповедания, безусловно, были прогрессивными.
Для развития индивидуализма и интеллектуальной свободы большое значение имело учение Лютера о равенстве перед Богом и о прямом отношении с ним.
…………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Исаев С.А. Реформация в Европе: разновидности реформационных движений // Петербургский исторический журнал. 2018. №2(18).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformatsiya-v-evrope-raznovidnosti-reformatsionnyh-dvizheniy (дата обращения: 08.01.2025).
2. Исаев. С.А. Реформация в Европе, 1517-1660 гг.: хронологический обзор // Петербургский исторический журнал. 2018. №3(19).URL: https://cyberleninka.ru/article/n/reformatsiya-v-evrope-1517-1660-gg-hronologicheskiy-obzor (дата обращения: 08.01.2025).
3. Луценко Т.В. Эволюция богословских воззрений Лютера в контексте современности // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2012. №14(133). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evolyutsiya-bogoslovskih-vozzreniy-lyutera-v-kontekste-sovremennosti-1 (дата обращения: 08.01.2025)
4. Религиоведение: Учебник для бакалавров / В.Ю. Лебедев, А.М. Прилуцкий, В.Ю. Викторов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2013. – 611 с. // URL: https://azbyka.ru/otechnik/religiovedenie/religiovedenie/9_2#source (дата обращения: 08.01.2025).
Иные источники
5. Мартин Лютер – Протестант по обстоятельствам // Санкт-Петербургский церковный вестник «Живая вода». 2016. №2 . – С. 20-23. URL: https://aquaviva.ru/journal/martin-lyuter-protestant-po-obstoyatelstvam (дата обращения: 08.01.2025).
6. Человек. Перевернувший мир с ног на голову: Великий реформатор и проповедник Мартин Лютер // Культурология [Электронный журнал]. URL: https://kulturologia.ru/blogs/110120/44921/ (дата обращения: 08.01.2025).
7. Шабуров Н. Генеалогия протеста. Как 95 тезисов Мартина Лютера превратились в 500 лет существования протестантизма в мире и в России // Информационное агентство «ТАСС». 2017. URL: https://tass.ru/spec/reformatio (дата обращения: 08.01.2025)