Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности организации образовательной деятельности по физической культуре для детей с нарушением речи
Введение
Актуальность темы исследования. Физическое воспитание детей с нарушениями речи – важное направление коррекционно-педагогической работы. Многие ученые отмечают у детей с речевыми нарушениями недоразвитие мелкой и общей моторики, нарушение координации движений, отсутствие необходимого двигательного опыта. В связи с этим задача педагога не только выделить характер, но и структуру дефекта, увидеть потенциальные возможности физического развития ребенка.
………………………………………….
1. Значение физического воспитания дошкольников с нарушениями речи
Одним из важнейших направлений развития дошкольников является работа, обеспечивающая физическое развитие и укрепление здоровья детей, преодоление и ослабление недостатков в их психофизическом развитии (в данном случае – нарушения речи). Ее значение определяется тем, что у детей с нарушениями речи зачастую с первых лет жизни наблюдаются разнообразные отклонения не только в психическом, но и физическом развитии.
Нарушения речи у современных детей является наиболее распространенной патологией. Речевые нарушения напрямую взаимосвязаны не только психофизическим развитием детей, но с нарушениями у них двигательной сферы. Уже в младенчестве у многих современных детей наблюдаются различные задержки и искажения психомоторного развития, бедность двигательной координации. Они с опозданием начинают ползать, садиться или вставать; ползают спиной и бегают на носочках. Часто — пропускают какой-то этап развития (например, этап ползания). Они неловкие, неуклюжи; постоянно спотыкаются и травмируются на ровном месте, не замечая углы и предметы. Достаточно долго не могут овладеть элементарными навыками (держать игрушку, ложку, карандаш, справляться со шнуровками и пуговицами) .
В будущем возникают проблемы при освоении велосипеда и подвижных игр; остаются недоступными раскрашивание, рисование, использование ножниц. Внимательные взрослые замечают, что у ребенка неважная память, что он как-то не так воспринимает всё вокруг, напряжён и совершает много ненужных движений. Как правило, при этом «глаза смотрят в одну сторону, руки - в другую, а ноги - в третью».
С возрастом все больше обнаруживаются различные задержки и искажения речевого развития. Дети говорят плохо, речь их невнятна, крайне ограничен словарный запас; затруднена способность связно выразить свою мысль или описать самую простую сюжетную картину. Это закономерно приводит к торможению интеллектуального развития.
По мнению психологов, маленький ребенок - деятель. Деятельность его выражается, прежде всего, в движениях. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее интеллектуальное развитие. С точки зрения физиологии, при движении мозг получает больше кислорода, который питает нервные клетки. Большое количество различных движений повышает деятельность речедвигательного анализатора и создает благоприятную основу для восстановления нарушенной речевой функции .
Специальные исследования детей, имеющих речевую патологию, свидетельствуют о наличии у них особенностей состояния двигательной сферы. Это может быть недостаточная координация сложных движений, неточность, моторная неловкость, отставание от темпа выполнения движений, нарушение плавности и амплитуды выполняемых движений в упражнениях по показу и по словесной инструкции.
Речь - это тоже движение, только очень сложное. Вполне логично, что оно строится по тем же принципам, что и все другие движения. Если у ребенка есть серьезные нарушения речи (устной или письменной), то, как правило, выявляются проблемы с другими движениями.
………………………………………….
Список литературы
1. Вареник, Е.Н. Физическое и речевое развитие дошкольников: взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физкультуре. Москва : Сфера, 2017. - 141с.
2. Волкова Г.А., Логопедическая ритмика : учеб. для студентов вузов / Г. А. Волкова. – М. : ВЛАДОС, 2003, 2002. – 269 с.
3. Григорьева, И. Н. Физическое воспитание дошкольников с нарушением речевого развития / И. Н. Григорьева // Молодой ученый. – 2022. – № 50 (445). – С. 382-386.
4. Запорощенко, О.Б. Взаимодействие учителя-логопеда и инструктора по физической культуре по сопровождению детей с речевыми нарушениями в условиях ДОУ // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы V Междунар. науч. конф. Уфа: май, 2014. – С. 54 – 56.
………………………………………….