Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Формирование познавательных универсальных учебных действий на основе межпредметных связей математики и физики в 7- х классах
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном обществе наблюдаются значительные изменения, затрагивающие все аспекты человеческой деятельности. В частности, в нашей стране происходит переход к постиндустриальному обществу, что требует от каждого человека наличия определённых компетенций и навыков, необходимых для успешной адаптации к новым условиям жизни и работы. В условиях быстро меняющегося мира, где информация и технологии играют ключевую роль, образовательные учреждения должны готовить своих выпускников не только к выполнению стандартных задач, но и к развитию способности к саморазвитию. Это означает, что современные образовательные организации должны акцентировать внимание на формировании навыков, позволяющих студентам самостоятельно выстраивать свои индивидуальные пути развития [26, с.30].
………………………………………..
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ В 7-Х КЛАССАХ
1.1 Познавательные универсальные учебные действия обучающихся в психолого-педагогических исследованиях
В наше время происходят значимые трансформации, обуславливающие необходимость адаптации и развития образовательной сферы и определения актуальных целей образования. Эти цели должны быть синхронизированы с государственной политикой, социальными трендами и индивидуальными запросами. В этом контексте акцентируется внимание на разработке и внедрении современных образовательных стандартов.
Становление личностных качеств в контексте реализации Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) новой генерации в основном происходит посредством механизма универсальных учебных действий (УУД), лежащих в фундаменте инвариантной модели образования.
Освоение учениками общеучебных действий представляет собой ключ к их личностному росту и повышению способностей через осознанное освоение и активное применение новых видов социального опыта. Общеучебные действия обеспечивают основу для независимого и эффективного приобретения новых знаний, навыков и способностей, включая стратегии обучения, то есть способности заниматься самообразованием. Этот процесс поддерживается за счет того, что общеучебные действия являются унифицированными методами работы, которые расширяют возможности учащихся в рамках разнообразных учебных дисциплин.
Универсальные учебные действия (УУД) – это фундаментальные образовательные инструменты, которые обеспечивают личностное развитие и профессиональное самосовершенствование через приобретение нового опыта в различных социальных контекстах. Эффективность обучения опирается на глубокое усвоение различных аспектов учебного процесса, включая мотивационные аспекты, целеполагание, задачи и техники выполнения учебных заданий, что является ключом к успешному освоению дисциплинарных знаний и практических навыков, а также к развитию интеллектуальных способностей, нравственных ценностей и установок, формирующих глубинное понимание мира и собственного места в нем.
Согласно концепции А. В. Федотовой, универсальные учебные действия представляют собой многогранные операции, раскрывающие перед обучающимися горизонты для глубокого понимания разнообразных дисциплин и внутренней структуры образовательного процесса. Эти действия способствуют осмыслению студентами общей цели обучения, а также ценностных и практических аспектов знания.
В рамках школьного образования, универсальные учебные действия (УУД) выполняют роль ключевых компетенций, охватывая как личностное развитие учащихся, так и их способности к освоению метапредметных навыков в процессе изучения общеобразовательной программы на различных этапах: начальном, основном и среднем (полном) образовании. Концепция УУД была закреплена в Федеральных государственных образовательных стандартах (ФГОС) второго поколения и интегрирована в учебный процесс с 2009 года. Стратегия внедрения универсальных учебных действий задокументирована в контентной части основной образовательной программы на каждом уровне обучения.
Развитие универсальных учебных действий (УУД) на различных этапах обучения отличается по ряду причин. Это связано с возрастными особенностями учащихся, эволюцией их целей и задач в процессе взросления, а также с уникальными аспектами образовательного процесса.
………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Авдеев, В.М. Педагогическая система формирования ключевых образовательных компетенций старшеклассников: дис. канд. пед. наук / В.М. Авдеев – Тамбов, 2020. – 225 с.
2. Арабаджи, А.А.Формирование информационной компетенции старшеклассников в условиях профильного обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.01 / А.А.Арабаджи. – Челябинск, 2022. – 194 с.
3. Ансимова, Н.П. Метапредметные образовательные результаты школьников как основа формирования универсальных компетенций студентов [Электронный ресурс] / Н.П. Ансимова, О.А. Беляева // Ярославский педагогический вестник. – 2019. – № 5. – С. 57-70. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metapredmetnye-obrazovatelnyerezultaty-shkolnikov-kak-osnova-formirovaniya-universalnyh-kompetentsiy-studentov
4. Асмолов, А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская [и др.]; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2020. – 151 с.
………………………………………..