Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Особенности взаимосвязи коппинг-стратегий и уровня тревожности студентов-психологов.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Жизнь современного человека характеризуется большим разнообразием напряженных ситуаций, несущих в себе потенциальную вероятность возникновения стрессовых состояний, дестабилизируя его личность и снижая качество своей деятельности. Подобные состояния возникают в юношеском возрасте тоже, например у студентов. Период профессионального обучения является именно той деятельностью, где молодые люди неизбежно сталкиваются с тем, что принято называть трудными ситуациями, и от того, как они с ними справляются, зависит не только сама учебная деятельность, но и дальнейший процесс обучения, и жизнь в дальнейшем и целом. В то же время, на сегодняшний день существует необходимость психологического анализа возможностей студентов адаптироваться к трудным ситуациям в процессе обучения для того, чтобы избежать дезадаптационного синдрома и сделать процесс адаптации психологически комфортным.
Совладание, или копинг, является одним из наиболее распространенных и тщательно исследованных понятий в психологии. Копинг можно охарактеризовать как динамичные способы мышления и поведения, которые позволяют людям справляться с различными внутренними и внешними проблемами, считающимися ими значительными или чрезмерными. Это понятие охватывает все методы, с помощью которых индивид управляет своими эмоциями, включая автоматические механизмы, связанные с личными чертами характера и привычными реакциями.
………………………………………………………
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Зарубежные исследования копинг-стратегий
В зарубежной психологии исследованием копинг-стратегий занимались S. Hobfoll, R. Moos, D. Navon, S.E. Taylor, P. Wong и др. Автор теории сохранения ресурсов S. Hobfoll полагал, что люди постоянно стараются сохранить, защитить, пополнить свои копинг-ресурсы. Так, S. Hobfoll рассматривает копинг-ресурсы через призму поведенческой активности субъекта, ресурсов состояний, личностных характеристик и энергетических показателей [99].
Модель ресурсов, предложенная P. Wong, иллюстрирует, каким образом люди могут справляться со стрессом, применяя как проактивные, так и реактивные стратегии. Проактивный подход включает в себя усилия по активному развитию своих ресурсов и осознанному избеганию рисков, что в конечном итоге способствует снижению шансов на возникновение стресса. Напротив, реактивное преодоление фокусируется на первоначальной и точной оценке ситуации как проблемной. Такой тщательный анализ существенно повышает эффективность борьбы со стрессом, так как основывается на объективном восприятии требований ситуации и имеющихся ресурсов, а также на изучении того, насколько выбираемые стратегии соответствуют природе стресса [109].
Выделяют три подхода к пониманию его сути [85]:
1. Первый подход основан на исследованиях психоаналитика N. Нааn, ориентирован на динамику Эго и рассматривает копинг как способ снижения психологического напряжения.
2. Второй подход, развиваемый благодаря работам Р. Мооса и Дж. Шеффера, анализирует копинг через личностные черты. Он связывает его с устойчивой склонностью индивида и фиксированным стилем реакции на стресс, который остается относительно постоянным, независимо от конкретных стрессовых факторов.
3. Третий подход, выработанный на базе исследований Р. Лазаруса и С. Фолкмана, акцентирует внимание на когнитивных и поведенческих усилиях, направленных на снижение воздействия стресса. Лазарус утверждает, что стиль совладания со стрессом в основном зависит от самой стрессовой ситуации, а не от индивидуальных характеристик. В этом контексте стратегии копинга проявляются через разнообразные динамические реакции на стрессовые ситуации.
S. Folkman выделяет разные классы копинг-ресурсов, охватывающие физические, психологические и социальные аспекты. К физическим относятся здоровье и выносливость, в то время как психологические ресурсы включают убеждения, самооценку, локус контроля, моральные принципы и другие элементы. Социальные ресурсы связаны с межличностными связями и поддержкой. Эти ресурсы можно классифицировать на личностные и средовые [97].
………………………………………………………
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Абдурахманов Р. А., Плышевская Э. Н. Индивидуально-психологические особенности студентов самоактуализирующихся в процессе обучения в вузе // Вестник Роснауки. 2012. № 1. С. 43-53.
2. Антипина О. И., Семенова Ф. О. Влияние уровня социального интеллекта врача на выбор стратегии поведения в неопределенной ситуации // Актуальные проблемы науки и техники. Материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Ростов-на-Дону, 2021. С. 423-425
3. Афонина С. А., Каракьян Г. А. Высокая тревожность у молодежи: причины и способы преодоления // Молодой ученый. 2021. № 15 (357). С. 291-293
4. Баскакова С. А. Современные представления о способах совладания с психическими расстройствами // Социальная и клиническая психиатрия. Т. 20. №. 2. С. 88-97
………………………………………………………