Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Финансовый мониторинг как государственный механизм противодействия коррупции
ВВЕДЕНИЕ
Тема исследования является актуально, поскольку российский бюджет несет существенные потери вследствие такого социально-правового явления, как коррупция. При этом возможности государства для проведения социаль-ных проблем, а также наращивания темпов экономического роста суще-ственным образом снижаются, что, как следствие, ведет к снижению инвести-ционной привлекательности России. В этих условиях государство предпри-нимает усилия, направленные на борьбу с коррупцией. Однако, несмотря на реализуемую антикоррупционную политики масштабы коррупции остаются высокими.
Коррупция – это основная угроза национальной безопасности России, что требует совершенствования и развития инструментов, направленных на борьбу с ней. В условиях высоких масштабов коррупции сохраняются риски остановки или заморозки крупных экономических и социальных проектов, что может отрицательным образом сказаться на развитии нашего государ-ства. В условиях коррупции расширяется доля теневого сектора экономики, происходит сокращение налоговых поступлений в бюджеты разных уровней, а бюджетные средства расходуются не по назначению. Как следствие, Россия может столкнуться с ситуацией, когда не сможет выполнить свои обязатель-ства по реализации социальных проектов, проектов в сфере здравоохранения и дорожного строительства и т.д.
……………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФИНАНСОВОГО МОНИТО-РИНГА КАК МЕХАНИЗМА ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ КОРРУПЦИИ
1.1 Коррупция: подходы к ее содержанию, причины возникновения и экономические последствия
На 34-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН 17 декабря 1979 г. поня-тие «коррупция» было определено как «выполнение должностным лицом ка-ких-либо действий (бездействия) в сфере должностных полномочий за возна-граждение в любой форме в интересах дающего такое вознаграждение, как с нарушением должностных инструкций, так и без их нарушения» [34].
Согласно Федеральному закону от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противо-действии коррупции» [1] под коррупцией понимают «незаконное использо-вание физическим лицом своего должностного положения... в целях получе-ния выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества... для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами». Примерами такого противоправного дей-ствия являются злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки.
Коррупция, как отмечают Ю.С. Бубнова, А.А. Южиков [14, с. 215], вы-ступает серьезным вызовом, с которым сталкиваются все страны и общество. В результате действия коррупционных схем престиж государства снижается, что, как следствие, не позволяет достигать интересов государства, защищать его граждан и общество в целом.
Опираясь на различные подходы и модели исследования коррупции, выделим ряд подходов к трактовке понятия «коррупция», которые отражены на рисунке 1.1.
Рисунок 1.1. Подходы к трактовке понятия «коррупция»
По мнению большинства экспертов, в качестве основной причины, ко-торая способствует формированию высокого уровня коррупции, следует считать несовершенство политических институтов, выступающих в качестве внутренних и внешних механизмов сдерживания [31, с. 94]. Кроме того, еще причинами развития коррупционных схем выступают:
- законы, носящие двусмысленный характер;
- низкая нормативная грамотность населения, что дает возможность должностным лицам чинить препятствия и вводить бюрократические схемы;
- политическая ситуация в стране, характеризующаяся высокой неста-бильностью;
- институты власти не имеют механизмов взаимодействия друг с дру-гом;
- правящая политическая элита вводит стандарты и принципы, в основе которых лежит бюрократические схемы;
- исполнительные органы власти осуществляют деятельность разроз-ненно, в их действиях отсутствует единство;
- население не участвует в контроле деятельности государственных ор-ганов власти.
Можно выделить и другие причины, вызывающие высокий уровень коррупции, как отмечают С.Д. Зубков, О.Н. Трапезников [23, с. 62]:
- государственные и муниципальные служащие имеют низкий уровень заработной платы в сравнении с частными компаниями;
- экономика жестко регулируется государством;
- государство вводит монополию на определенные виды услуг, что вводит граждан в зависимость от деятельности чиновников;
……………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. О противодействии коррупции: федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (в ред. от 08.08.2024) // СЗ РФ. 2009. № 01. Ст. 174.
2. О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами: федеральный закон от 07.05.2013 № 79-ФЗ (в ред. от 08.08.2024) // СЗ РФ. 2013. № 06. Ст. 314.
3. О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих госу-дарственные должности, и иных лиц их доходам: федеральный закон от 03.12.2012 (в ред. от 10.07.2023) // СЗ РФ. 2021. № 01. Ст. 205.
4. Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов: федеральный закон 17.06.2009 № 172-ФЗ (в ред. от 30.09.2024) // СЗ РФ. 2009. № 07. Ст. 310.
……………………………………