Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Церебральное поражение опорно-двигательного аппарата
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы - церебральное поражение опорно-двигательного аппарата представляет собой актуальную область исследований и клинической практики, обусловленную высокими показателями инвалидизации и значительным влиянием на качество жизни пациентов. В современном обществе, где инвалидность является одной из ведущих причин социальной изоляции и экономических потерь, поиск эффективных методов диагностики, лечения и реабилитации поражений нервной системы становится приоритетной задачей медицинского сообщества.
……………………………………
ЦЕРЕБРАЛЬНОЕ ПОРАЖЕНИЕ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА
1. Общие сведения, виды и формы церебрального поражения опорно-двигательного аппарата
В современной международной практике патологию принято называть церебральным параличом, опуская определение «детский». Заболевание не лечится, но при правильном уходе можно остановить его прогрессирование.
Детский церебральный паралич (ДЦП) — это группа состояний, при которых двигательное и (реже) когнитивное развитие человека нарушаются из-за раннего повреждения нейронов головного мозга. Человеку с таким диагнозом трудно контролировать свои движения, сохранять равновесие, говорить, глотать. Заболевание обычно развивается ещё в утробе или вскоре после рождения [2].
Детский церебральный паралич — самое распространённое в мире нарушение физического развития у детей. В России, по данным Минздрава, такой диагноз установлен у 2–3 детей в возрасте до 17 лет из 1 000. Чем раньше родился ребёнок и чем меньше его вес, тем выше риск развития ДЦП.
ДЦП — это диагноз на всю жизнь, заболевшие регулярно наблюдаются у врачей разных специальностей, принимают препараты для снятия симптомов, занимаются со специалистами по физической реабилитации, но не могут вылечиться полностью.
Детский церебральный паралич может быть врождённым (в этом случае ребёнок уже рождается с болезнью) и приобретённым, когда нейроны головного мозга повреждаются после рождения, например из-за черепно-мозговой травмы. Разработана система оценки тяжести церебрального паралича, в соответствии с которой выделяют пять уровней заболевания. В основе классификации — возможность пациентов с церебральным параличом сидеть и ходить, а также необходимость использовать при этом вспомогательные приспособления.
Уровни ДЦП по изменению двигательных функций:
1 — ходьба без ограничений;
2 — ходьба с ограничениями. Например, ребёнку сложно ходить по неровным поверхностям;
3 — ходьба с помощью вспомогательных средств передвижения, например костылей, или самостоятельное передвижение на коляске с помощью рук;
4 — ребёнок сидит с опорой, может передвигаться в ходунках или управлять автоматической коляской;
5 — ребёнок обездвижен, не может самостоятельно поменять позу.
Разновидности ДЦП по поражённым частям тела: моноплегия — полная потеря подвижности в одной руке или ноге; гемиплегия — потеря подвижности в ноге и руке с одной стороны тела (в некоторых случаях наблюдается паралич мышц лица и языка); диплегия — потеря подвижности двух рук; параплегия — потеря подвижности половины тела, выше или ниже пояса; квадриплегия — потеря подвижности обеих рук и ног (рисунок 1).
Рисунок 1 - Поражённые части тела при разных видах церебрального паралича
……………………………………
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Бадалян, Л. О. Детские церебральные параличи / Л. О. Бадалян, Л. Т. Журба, О. В. Тимонина. - Киев : Здоровья, 1988. - 326,[1] с.
2. Детский церебральный паралич: диагностика и коррекция когнитивных Д38 нарушений: учеб.-метод, пособие / М-во здравоохранения и соц. развития Российской Федерации, Науч. центр здоровья детей РАМН, Российский нац. исслед. мед. ун-т им. Н.И. Пирогова; [сост.: С.А. Немкова и др.]. — М .: Союз педиатров России, 2012. — 60 с.
3. Левченко И.Ю., Приходько О. Г., Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 192 с.
4. Немкова С. А., Заваденко Н. Н., Медведев М. И. Современные принципы ранней диагностики и комплексного лечения перинатальных поражений центральной нервной системы и детского церебрального паралича. Методическое пособие. М., 2013. 76 с.
5. Семенова, К.А. Детские церебральные параличи / К.А. Семенова. М.: Медицина, 1968. 259 с.