Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Социальный характер языка в трактовке А. Мейе.
Тема нашей работы – «Социальный характер языка в трактовке А.Мейе».
Антуан Мейе возглавил французскую школу в социологическом языкознании. Он известен своим социологическим подходом в изучении языка.
Актуальность изучения социального характера языка в трактовке Антуана Мейе обусловлена необходимостью более глубокого понимания социолингвистических аспектов языка и их влияния на общество.
……………………………………
1. Развитие социологизма в языкознании
Социологическое языкознание в целом представляет собой совокупность течений, школ и отдельных концепций, трактующих язык, прежде всего, как средство общения людей, связанное с их общественным статусом, сферой занятий, образованием, и лишь затем как орудие мышления и как способ выявления эмоций.
Оно выдвигает на первый план коммуникативную функцию языка наряду с признанием его системности и знаковой природы его единиц. В нём существенно учитываются результаты исследований в области социальной психологии, социологии и философии, структурной антропологии. Проявляется внимание к проблеме этногенеза, к исследованию территориальных диалектов как свидетельств исторического развития общества и социальных диалектов как отражения классового и профессионального расслоения общества, к взаимосвязям диалектов с национальным языком.
Социологизм в языкознании способствовал развитию диалектологии и лингвистической географии. В его русле ведутся исследования истории языков и диалектов, соотношения языка и культуры, языковых и социальных структур. Он связан со становлением в тот же исторический период структурной антропологии, изучающей соотношение социальных и языковых структур в процессе развития мышления на разных ступенях этногенеза (Люсьен Леви-Брюль, Бронислав Каспер Малиновский, Клод Леви-Строс).
Ряд положений, выдвигаемых социологическим направлением языкознания, соотносимы с идеями философии языка (Людвиг Витгенштейн, 1889—1951; Джон Л. Остин, 1911—1960).
Обращение к социологизму было реакцией на натурализм А. Шлайхера, индивидуалистический психологизм младограмматиков и эстетизм представителей идеалистической неофилологии К. Фосслера.
Оформляется социологическое направление на рубеже 19 - 20 веков с опорой на представления Джона Локка, Джамбаттисты Вико, Дени Дидро, Жан Жака Руссо, М.В. Ломоносова, В. фон Гумбольдта, Х. Штайнталя, В. Вундта, Мориса Бреаля, Эмиля Дюркгейма, на идеи основоположников марксистской философии о социальной природе языка, в частности, на работу марксиста Поля Лафарга (1842—1911) о влиянии революции на французский язык. Складывается социологическое направление в ряде стран: во Франции (французская социологическая школа), Швейцарии (Женевская школа), США (У.И. Уитни, Э. Сепир, этнолингвистика и антропологическая лингвистика), СССР (Л.В. Щерба, Л.П. Якубинский, Е.Д. Поливанов, Виктор Максимович Жирмунский, 1891—1971; Борис Александрович Ларин, 1893—1964; Николай Яковлевич Марр, 1864 или 1865—1934; следовавшие за ним представители «нового учения о языке»; Розалия Осиповна Шор, 1894—1939; Николай Сергеевич Чемоданов, 1903—1989).
……………………………………
2. Социальный характер языка в трактовке Ануана Мейе
Французскую школу в социологическом языкознании возглавил Антуан Мейе (1866—1936), специалист по общему и сравнительно-историческому индоевропейскому языкознанию; автор исследований почти по всем древним и новым индоевропейским языкам (в том числе по латинскому, армянскому, тохарскому, славянским и германским языкам), имеющий в списке опубликованных трудов 24 книги (некоторые из них переведены на русский язык) и 540 статей.
А. Мейе принадлежит капитальная разработка проблемы принципов и методов сравнительного исследования в историческом языкознании. Он потребовал коренного совершенствования сравнительно-исторического метода, объявив сравнительно-историческое исследование не целью, а методом. Он скептически относился к возможности реконструировать праязык; предложив ограничиться установлением совокупности соответствий между засвидетельствованными языками как собственно индоевропейского языка.
А. Мейе предпочитал наблюдения над современными условиями речевой деятельности, дающие доступ ко всей совокупности необходимых фактов. Отсюда и его стремление реализовать метод лингвистической географии.
А. Мейе обращается к философии О. Конта, Э. Дюркгейма, Б. Кроче.
Он предпринимает попытки найти социологическое истолкование большинству языковых явлений, сводя причины языковых изменений только к изменениям в обществе, пользующимся этим языком.
А. Мейе выдвигает тезис о социальной дробности языка и приписывает каждой социальной группе специфические интеллектуальные способности.
Семантические изменения слов объясняются их переходом из более широкой социальной группы в более узкую или наоборот. Заимствования из языка в язык или из диалекта в диалект признаются одним из существенных факторов языкового развития. Подчёркивается роль смешения языков в их эволюции. Дифференциация языков объясняется расселением народов, а унификация (интеграция) — завоеваниями.
……………………………………
Заключение
В данной работе мы рассмотрели мы обратились к теме «Методы лингвистического анализа текста».
В первой теоретической части работы мы рассмотрели развитие социологизма в языкознании.
Во второй части работы мы подробно рассмотрели взгляды Антуана Мейе на социальный характер языка.
По результатам работы можно сделать выводы:
Мейе трактовал язык как социальную категорию. По его мнению, язык существует лишь постольку, поскольку есть общество, которое, в свою очередь, не могло бы существовать без языка.
……………………………………
Список литературы
1. Введенская Л. А., Черкасова М. Н. Русский язык и культура речи: Учебное пособие для студентов. ФГОС. М.: Феникс. 2022. - 375 с.
2. Ефремова Т. Ф. Новый словарь русского языка. Толково-словообразовательный. – М.: Русский язык, 2000. – 358 с.
3. Ипполитова Н. А., Князева О. Ю., Савова М. Р. Русский язык и культура речи. Учебник. М.: Проспект. 2023. - 440 с.
4. Куликова И.С. Введение в языкознание: Учебник для бакалавров / И.С. Куликова, Д.В. Семина. – М.: Юрайт, 2022. – 699 с.
5. Литвинова Г. М., Есакова М. Н., Кольцова Ю. Н.. Русский язык и культура речи. Нормы современного русского литературного языка. Учебное пособие. М.: Флинта. 2023. - 280 с.
……………………………………