Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Смысловые модели в речи (топы)
Введение
Топ – общее рассуждение, наблюдение, описание, которое человек мог запомнить, чтобы использовать в подходящем случае. Другими словами, смысловая модель обобщающей природы. Например, время летит, время лечит и т.д.
Актуальность смысловых моделей в речи заключается в том, что они помогают:
Упорядочить предметную область выступления. Это обеспечивает глубину подачи материала и гарантирует понимание идеи аудиторией.
………………………………….
Смысловые модели в речи (топы)
Топика является связующим звеном между мыслью и речью. Она дисциплинирует мысль, позволяет сделать процесс создания речи и предъявления её адресату сознательным. Топика обеспечивает не только линейное продвижение мысли, но и объёмность высказывания, его глубину, потому что отражает связи между объектами. Топика представляет собой ряд сложившихся в речевой практике обобщённых конструктов и может рассматриваться, с одной стороны, как система структурно-смысловых моделей сверх синтаксического уровня, которые отвечают нормам логического построения речи в процессе естественного речевого общения; с другой стороны, - как система инвариантов высказывания, «вершинных» языковых категорий.
Топы (от греч. topos - место), или общие места (калька с греч. koinoi topoi и лат. loci communes) - смысловые модели, отражающие специфику мыслительной деятельности человека и необходимые для развития той или иной темы. «Местами» они были названы, вероятно, потому что в сознании ритора каждое подразделение темы в речевом произведении имело свое положение, т.е. место, позицию. Исходя из этого и модель, по которой можно было изобрести новую идею, новое «место» в речи, получила наименование «место» (то- пос, или топ, ер. совр. англ, topic - тема речи). «Общими» эти смысловые модели были названы на основании их обобщающей, «модельной» природы [3].
Смысловая модель «имя» связана с обращением к внутренней форме слова, к происхождению (этимологии) того или иного слова (имени), использованному в данной речи, или рассмотрение значения слова, актуального в данном контексте с позиции формирования основных смыслов речевого произведения.
Смысловая модель «род-вид» позволяет рассуждать о предмете речи на основе его родовых (общих) и видовых (частных) характеристик. Этот способ развития заданной темы основан на универсальном законе мышления, отражающем дедуктивные (от общего к частному) и индуктивные (от частного к общему) отношения между понятиями. Таким образом, данная модель получает актуализацию путем подведения темы речи под общее (родовое) понятие, а затем посредством установления ее частных (видовых) особенностей.
………………………………….
Заключение
Смысловые модели в речи (топы) — это многократно опробованные схемы, которые позволяют оратору получить желаемый результат. Они упорядочивают предметную область будущего выступления, обеспечивают глубину подачи материала и гарантируют понимание идеи выступления аудиторией.
Некоторые смысловые модели в речи:
………………………………….
Список литературы
1. Абрамова Н. А., Володина С. И., Никулина И. А. Риторика. Учебное пособие. - М: Проспект, 2022. - 280 с.
2. Виноградова С. М., Силин И. С. Риторика. - М: Юрайт, 2024. - 317 с.
3. Дзялошинский И. М., Пильгун М. А. Риторика. - М: Юрайт, 2024. - 233 с.
4. Зверев С. Э., Ефремов О. Ю., Шаповалова А. Е. Риторика. - М: Юрайт, 2024. - 304 с.
5. Ладыженская Т. А., Ипполитова Н. А., Смелкова З. С. Риторика. Учебник. - М: Проспект, 2023. - 448 с.