Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
ВВЕДЕНИЕ
Обязательное страхование транспортных средств в современных условиях представляет собой значительный элемент структуры рынка страхования физических лиц. Этот сектор отличается высокой динамичностью и активно развивается как на внутреннем, так и на международном уровнях. Граждане, осуществляющие страхование транспортных средств, делают взносы в специализированные организации, занимающиеся предоставлением страховых услуг. В свою очередь, эти организации обязуются выплатить страхователю или третьему лицу заранее оговоренную сумму в случае наступления страхового события. Такая модель позволяет минимизировать риски и финансовые последствия, связанные с возможными авариями или другими инцидентами на дороге. Значительный рост количества договоров страхования в России наблюдается в последние годы. В рамках системы обязательного страхования особое место занимает страхование гражданской ответственности, которое охватывает обязательства, возникающие в связи с причинением вреда жизни, здоровью или имуществу третьих лиц. Утвердившаяся практика подтверждает значимость данного института для современного общества, которое осознает потребность в обеспечении защиты имущественных интересов. Это осознание стало основой для формирования механизмов, направленных на минимизацию возможных убытков и создание стабильных условий для финансовых операций, соответствующих требованиям гражданского оборота. В условиях изменяющейся экономической ситуации такие меры позволяют укрепить уверенность в юридической и финансовой безопасности участников рынка.
………………………………………………
Глава 1 Теоретические основы развития административно-правового регулирования обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств
1.1История развития законодательства о страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств в России
Страхование автогражданской ответственности стало значительным элементом в системе обеспечения безопасности на дорогах России в начале XXI века, благодаря увеличению числа автомобилей и частоты дорожных происшествий. Во многих европейских странах, таких как Германия, Дания, Франция и Великобритания, подобное страхование давно стало обязательным и строго регулируется законодательством, что способствует улучшению безопасности и стабильности на дорогах.
В истории России страхование начало активно развиваться после отмены крепостного права, что совпало с ростом промышленности и увеличением капиталов [16].
В конце XIX века в Российской империи функционировало уже около 15 акционерных страховых обществ, число которых к началу XX века достигло 37. Основным законодательным актом, регулирующим страхование в тот период, был принят МВД 11 октября 1913 года «Общие условия страхования убытков от гражданско-правовой ответственности перед третьими лицами».
После революции 1917 года и установления Советской власти началась национализация страхового дела, и уже в марте 1918 года был принят декрет о государственном контроле над страхованием. В СССР страхование гражданской ответственности не регулировалось специальными законами до второй половины XX века, когда началась демонополизация страхового рынка [12]. Первым шагом в этом направлении стал указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 августа 1990 года №850 «О мерах по демонополизации народного хозяйства». В начале XXI века ситуация кардинально изменилась введением Федерального закона от 25 апреля 2002 года №40 «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» и правилами ОСАГО [16], что сделало такое страхование обязательным. Нововведение привело к снижению объемов страховых выплат по различным причинам, отмеченным в последних исследованиях и законодательных изменениях. [20].
Мошенничество в сфере страхования автогражданской ответственности стало значительной проблемой для страховых компаний в России, многие из которых оказались на грани банкротства. Это привело к тому, что страховщики стремились минимизировать выплаты, перекладывая разрешение споров в судебную систему [33]. Однако, всего небольшой процент пострадавших в ДТП решался обращаться в суд для защиты своих прав, что создавало дополнительную нагрузку на суды по всей стране.
В 2013-2014 годах в России была проведена реформа страхового законодательства, важную роль в которой сыграло постановление Пленума Верховного Суда РФ от 2012 года о защите прав потребителей. Законодательство теперь включает в себя защиту прав страхователей в рамках Закона РФ от 07.02.1992г. № 2300-1 (ред. от 08.08.2024г. № 232-ФЗ) «О защите прав потребителей» [17].
………………………………………………
Список используемых источников
Нормативно-правовые акты
1. Арбитражного процессуального кодекса РФ от 24.07.2002г. № 95-ФЗ (ред. от 08.08.2024г.) // Собрание законодательства РФ, 2022.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации: Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994г. № 51-ФЗ (ред. от 30.14.2021г.) // Собрание законодательства РФ, 2021.
3. Гражданского кодекса РФ часть вторая 26.01.1996г. №14-ФЗ (ред. от 24.07.2023г.) № 339-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 2023.
4. Гражданский процессуальный кодекс РФ от 14.11.2002г. № 138-ФЗ (ред. от 26.10.2024г.) // Собрание законодательства РФ, 2024.
5. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г., № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г., № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ, от 14.03.2020г. № 1-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ, 2020.
………………………………………………