Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Причины и условия, способствующие возникновению конфликта интересов на государственной службе
Введение
Актуальность темы настоящей работы не вызывает сомнений и обусловлена тем, что существующая на сегодня тенденция усложнения и усиления влияния государства на различные сектора общества, обусловливает и увеличение объема взаимоотношений между органами государственной власти и многочисленными субъектами таких отношений, что нередко приводит к конфликтам интересов, когда частные интересы и должностные обязанности вступают в противоречие.
Отметим, что в области административно-правовой регламентации служебных отношений, сущность рассматриваемого феномена интерпретируется в качестве ситуации, при которой, субъекты служебных отношений одномоментно выступают во взаимопротиворечивых качествах, детерминирующих столкновение взглядов, оценок, устремлений и интересов, как конфликт должного и сущего, законного и противоправного, нравственного и безнравственного .
……………………………….
1. Современное понятие и сущность конфликта интересов
Понятие «конфликт интересов», представляет собой достаточно сложное и многозначное понятие, встречающееся как в зарубежном, так и российском законодательстве, регулирующем вопросы в сфере государственной (муниципальной) службы, действующем законодательстве по противодействию коррупции, а также, в нормативно-правовых актах, имеющих отношение к различным областям государственного управления и деятельности корпораций. Обратим внимание, что понятие «конфликт интересов» легально раскрыто в действующем в настоящее время российском законодательстве, однако специалистами, до настоящего времени, так не выработана единая, достаточно четкая и определенная позиция относительно природы и содержания указанного понятия.
Необходимость введения в отечественное законодательство термина «конфликт интересов» вытекало из принятых на себя Россией международных обязательств, следующих из Конвенции ООН против коррупции (2003 г.) .
В тексте Конвенции ООН непосредственно термин «конфликт интересов» не использован, однако, суть его с достаточной определенностью выражается сходными по смысловой нагрузке выражениями, в частности: «коллизия интересов», «противоречия интересов» и подобными.
Международным кодексом поведения государственных должностных лиц выражение «конфликт интересов» не используется. Глава II указанного Кодекса использует термин «коллизия интересов», охватывающим самые значимые ситуации, которые выражают суть конфликта интересов, возникающего на государственной и муниципальной службе.
Далее перейдем к вопросу понимания «конфликта интересов» в отечественном законодательстве.
Не вдаваясь в детальное рассмотрение истории вопроса, отметим, что сегодня понятие «конфликт интересов» дано в Федеральном законе от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – ФЗ «О противодействии коррупции»). Законодательство о государственной и муниципальной службе отсылает к дефиниции, закрепленной в антикоррупционном законе (ст. 19 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ , далее – Закон «О гражданской службе»).
Конфликт интересов предполагает возникновение ситуации, когда личная заинтересованность лица (прямая либо косвенная), которое замещает должность, которой предусматривается его обязанность по принятию мер, направленных на предотвращение и урегулирование конфликта интересов, повлияла либо могла повлиять на добросовестное и объективное выполнение указанным лицом своих должностных (служебных) обязанностей (осуществления полномочий).
В связи с этим, представляется, что возникающая личная заинтересованность, влияющая на добросовестное объективное и беспристрастное выполнение должностных (служебных) обязанностей, должна определяться на основе того факта, что лицом сознательно совершается вменяемое деяние, даже при отсутствии прямого умысла на ненадлежащее, необъективное и предвзятое исполнение им своих обязанностей. Конфликт интересов необходимо устанавливать только исходя из реальности имеющихся фактов, а не на том, что возможно подумать о возможности действий лица, которое обязано принять меры для предотвращения и урегулирования конфликта интересов.
……………………………….
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12.12.1993 (ред. 04.10.2022) // Собрание законодательства РФ. – 2014. – № 31. – Ст. 4398.
2. Конвенция Организации Объединенных Наций против коррупции (принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-ом пленарном заседании 58-ой сессии Генеральной Ассамблеи ООН) // Консультант Плюс : справ. правовая система. – Электронные данные. – Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2025).
3. Международный кодекс поведения государственных должностных лиц (Принят резолюцией 51/59 Генеральной Ассамблеи от 12 декабря 1996 года) // Консультант Плюс : справ. правовая система. – Электронные данные. – Режим доступа : http://www.consultant.ru (дата обращения: 20.01.2025).
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 01.01.2025) // Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 1 (ч. 1). – Ст. 1.
……………………………….