Содержание:
Референдум в Российской Федерации: понятие и виды
Для расширения возможностей народовластия и укрепления публично-правовой власти в государстве исключительно важно развитие института референдума, который, исходя из сегодняшних реалий, имеет как свои сильные, так и слабые стороны. На основании этого можно считать, что проблемы данного института и его формирование в качестве одной из основ прямой демократии любого современного государства, в том числе и России, в значительной степени актуальными.
В научной юридической литературе институт референдума рассматривается с различных точек зрения. Это различие во многом обусловлено целями и задачами научного исследования, приоритетом научных подходов, а также конкретными социально-историческими и государственно-правовыми условиями.
Сущность, как известно, определяется, прежде всего, значимостью института референдума для жизни общества, государства и личности. Референдум предстает как конституционно-правовая форма непосредственного правления народа. Поэтому в объективном значении референдум необходимо рассматривать в качестве основного права народа и одной из составляющих основ конституционного строя (правопорядка). Признание данного обстоятельства порождает определенные юридические последствия. Они состоят в том, что, с одной стороны, народ вправе требовать от государства мер по созданию условий реализации права на референдум, а с другой стороны, на государство возлагается обязанность обеспечить урегулирование права народа на референдум, его охрану и защиту.
В субъективном значении институт референдума надлежит рассматривать как систему юридических гарантий права каждого правосубъектного гражданина на участие в референдуме – инициирование, подготовку, голосование и другие действия, связанные с его проведением. Право на участие в референдуме – одна из предоставленных Конституцией РФ субъективных возможностей граждан в управлении делами государства. Данная конституционная возможность, как субъективное право, ограничивает государственную власть и обязывает ее. Ущемление государством права участия граждан в референдуме запрещено. Одновременно предоставленное Конституцией РФ право на участие в референдуме дает возможность его защиты от неправомерного ограничения.
В настоящее время определяется конституционное содержание понятия «референдум». Во-первых, Конституция РФ возводит референдум в ранг высшей формы непосредственного выражения власти народа (ст. 3) – объективный аспект, а во-вторых, утверждает референдум в качестве формы непосредственного участия граждан в управлении делами государства (ст. 32) – субъективный аспект.
Референдум простыми словами — это всенародное голосование граждан по вопросам государственного, регионального или местного значения. Его результаты затрагивают всех: госорганы, людей, бизнес.
Ст. 1 ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме РФ» определяет референдум РФ как общероссийское голосование граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, по вопросам референдума, имеющим общегосударственное значение.
В России инициировать референдум могут органы власти и граждане, достигшие 18 лет. А именно (ст. 14 закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ):
? граждане РФ при условии, что их не меньше 2 000 000, у них есть право участвовать в голосовании и не более 50 000 из них проживает в одном регионе;
? Конституционное Собрание РФ;
? федеральные органы государственной власти.
……………………………
Список используемых источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Cт. 2710.
3. Кочев В. А., Ромашов П. А. Конституционно-правовая природа института референдума // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. №45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovaya-priroda-instituta-referenduma (дата обращения: 23.01.2025).
4. Мархгейм М.В. Общероссийское голосование: народовластные признаки и призраки // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obscherossiyskoe-golosovanie-narodovlastnye-priznaki-i-prizraki (дата обращения: 23.01.2025).
5. Реутов, К. О. Понятие, правовая природа и роль референдума / К. О. Реутов // Аллея науки. – 2021. – Т. 2, № 12(63). – С. 450-454.
6. Сидоров, Р. Д. Право граждан на участие в референдуме / Р. Д. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94169/ (дата обращения: 23.01.2025).
Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Референдум в Российской Федерации: понятие и виды.+речь к реферату
Референдум в Российской Федерации: понятие и виды
Для расширения возможностей народовластия и укрепления публично-правовой власти в государстве исключительно важно развитие института референдума, который, исходя из сегодняшних реалий, имеет как свои сильные, так и слабые стороны. На основании этого можно считать, что проблемы данного института и его формирование в качестве одной из основ прямой демократии любого современного государства, в том числе и России, в значительной степени актуальными.
В научной юридической литературе институт референдума рассматривается с различных точек зрения. Это различие во многом обусловлено целями и задачами научного исследования, приоритетом научных подходов, а также конкретными социально-историческими и государственно-правовыми условиями.
Сущность, как известно, определяется, прежде всего, значимостью института референдума для жизни общества, государства и личности. Референдум предстает как конституционно-правовая форма непосредственного правления народа. Поэтому в объективном значении референдум необходимо рассматривать в качестве основного права народа и одной из составляющих основ конституционного строя (правопорядка). Признание данного обстоятельства порождает определенные юридические последствия. Они состоят в том, что, с одной стороны, народ вправе требовать от государства мер по созданию условий реализации права на референдум, а с другой стороны, на государство возлагается обязанность обеспечить урегулирование права народа на референдум, его охрану и защиту.
В субъективном значении институт референдума надлежит рассматривать как систему юридических гарантий права каждого правосубъектного гражданина на участие в референдуме – инициирование, подготовку, голосование и другие действия, связанные с его проведением. Право на участие в референдуме – одна из предоставленных Конституцией РФ субъективных возможностей граждан в управлении делами государства. Данная конституционная возможность, как субъективное право, ограничивает государственную власть и обязывает ее. Ущемление государством права участия граждан в референдуме запрещено. Одновременно предоставленное Конституцией РФ право на участие в референдуме дает возможность его защиты от неправомерного ограничения.
В настоящее время определяется конституционное содержание понятия «референдум». Во-первых, Конституция РФ возводит референдум в ранг высшей формы непосредственного выражения власти народа (ст. 3) – объективный аспект, а во-вторых, утверждает референдум в качестве формы непосредственного участия граждан в управлении делами государства (ст. 32) – субъективный аспект.
Референдум простыми словами — это всенародное голосование граждан по вопросам государственного, регионального или местного значения. Его результаты затрагивают всех: госорганы, людей, бизнес.
Ст. 1 ФКЗ от 28 июня 2004 г. «О референдуме РФ» определяет референдум РФ как общероссийское голосование граждан РФ, имеющих право на участие в референдуме, по вопросам референдума, имеющим общегосударственное значение.
В России инициировать референдум могут органы власти и граждане, достигшие 18 лет. А именно (ст. 14 закона от 28.06.2004 № 5-ФКЗ):
? граждане РФ при условии, что их не меньше 2 000 000, у них есть право участвовать в голосовании и не более 50 000 из них проживает в одном регионе;
? Конституционное Собрание РФ;
? федеральные органы государственной власти.
……………………………
Список используемых источников
1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) "О референдуме Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2004. N 27. Cт. 2710.
3. Кочев В. А., Ромашов П. А. Конституционно-правовая природа института референдума // Вестник Пермского университета. Юридические науки. 2019. №45. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/konstitutsionno-pravovaya-priroda-instituta-referenduma (дата обращения: 23.01.2025).
4. Мархгейм М.В. Общероссийское голосование: народовластные признаки и призраки // NOMOTHETIKA: Философия. Социология. Право. 2021. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obscherossiyskoe-golosovanie-narodovlastnye-priznaki-i-prizraki (дата обращения: 23.01.2025).
5. Реутов, К. О. Понятие, правовая природа и роль референдума / К. О. Реутов // Аллея науки. – 2021. – Т. 2, № 12(63). – С. 450-454.
6. Сидоров, Р. Д. Право граждан на участие в референдуме / Р. Д. Сидоров. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 30 (425). — С. 106-108. — URL: https://moluch.ru/archive/425/94169/ (дата обращения: 23.01.2025).