Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Взаимосвязь стиля руководства с психологическим климатом в организации + презентация и речь к защите
Введение
Актуальность исследования влияния стиля управления на удовлетворенность работников трудом обусловлена значимостью его влияния на производительность труда работников. Проблема изучения того, как стиль управления руководителя влияет на отношения между сотрудниками организации, сегодня становится все более актуальной.
Это связано с тем, что одним из основных целей эффективного организационного управления является создание позитивных психологических основ для работы сотрудников в коллективе. Это, в первую очередь, способствует эффективному выполнению поставленных перед работниками профессиональных задач и повышению производительности труда.
Высокая удовлетворенность работой, которую испытывают сотрудники, также играет решающую роль для организации и ее развития, чтобы поддерживать высокое качество работы, как ожидается организацией.
Стиль управления имеет значительное влияние на удовлетворенность работников, демократический и делегирующий стили управления обычно связаны с более высоким уровнем удовлетворенности‚ так как они способствуют активному участию сотрудников в принятии решений и развитию их профессиональных навыков. Понимание взаимосвязи стиля управления и удовлетворенности работников поможет руководителям создать благоприятные условия работы и повысить эффективность труда.
……………………………………………………….
Глава 1. Теоретический анализ взаимосвязи стиля руководства с психологическим климатом в организации
1.1. Понятие и виды основных стилей руководства
Успех предприятия в значительной степени определяется стилем руководства, который напрямую воздействует на реализацию трудового потенциала сотрудников. Для обеспечения высокой эффективности персонала необходимо тщательно спланировать рабочий процесс, применить соответствующие методы управления и осуществлять контроль за деятельностью сотрудников. В этой связи руководитель обязан разработать эффективную модель поведения, выбрав оптимальный способ взаимодействия с коллегами и подчиненными, что позволит достичь максимальных результатов в работе [32].
Руководство, как целенаправленный процесс воздействия на коллектив, является ключевой функцией менеджмента, определяющей эффективность функционирования всего предприятия. Несомненно, материально-техническая база и финансовые ресурсы играют важную роль в обеспечении производственного процесса. Однако успех предприятия в конечном счете зависит от профессионализма руководства и сотрудников, их квалификации, навыков, уровня мотивации и способности решать производственные задачи. Стиль управления руководителя играет решающую роль в реализации трудового потенциала коллектива и, следовательно, в успехе предприятия в целом.
Для обеспечения высокой эффективности работы персонала критически важна грамотная организация труда, применение соответствующих методов управления и осуществление контроля за трудовой дисциплиной и результатами деятельности. Несомненно, руководитель должен умело избирать модель своего поведения, определять манеру взаимодействия с коллегами и подчиненными, чтобы достичь желаемого уровня производительности [32].
Руководитель выполняет не только административные обязанности, но и, прежде всего, функционирует в системе межличностных отношений. Этот аспект является основополагающим при выборе стиля руководства организацией. Эффективный руководитель должен опираться не на личные симпатии или антипатии, а на организационную культуру, устоявшиеся традиции коллектива и квалификационный состав сотрудников [32].
В психолого-педагогической литературе стиль руководства коллективом определяется как синтез применяемых методов управления и индивидуальных особенностей общения и поведения руководителя [50]. Стиль руководства не является врождённым свойством, а формируется в ходе профессиональной деятельности. В результате руководитель приобретает способность к самостоятельному выбору методов управления, соответствующих как целям и задачам организации, так и его личным характеристикам. Такой подход способствует реализации творческого потенциала руководителя и повышает его мотивацию к достижению высоких результатов. Индивидуальный стиль руководства характеризуется определённой устойчивостью, обусловленной тесной связью с глубинными особенностями личности. Однако, учитывая динамичный характер психики, эта устойчивость носит относительный характер и зависит от конкретных условий деятельности. Адекватный ситуации стиль руководства позволяет руководителю сохранять адаптивность поведения, эффективно реагировать на изменения и противостоять стрессовым воздействиям [48].
Г.Х. Альтманн под «управлением» понимает «стиль руководства, т.е. способ, посредством которого руководители управляют подчиненными, независимый от конкретной ситуации шаблон поведения» [3]. В своей работе он рассматривает два подхода к определению стилей руководства.
1. Поведенческий подход, ориентируемый либо на деятельность людей, либо на самих людей разделяется в свою очередь на:
а) авторитарный стиль. Данный стиль характеризуется концентрацией власти у руководителя и основывается на его личных убеждениях и оценках. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, уверен в себе, стремится к контролю и жесткой формальной дисциплине. Он предпочитает единоличное принятие решений и дистанцируется от подчиненных, неохотно признавая собственные ошибки. В таком стиле подавляется инициатива и творческий потенциал сотрудников.
б) демократический стиль. Этот стиль руководства сочетает в себе требовательность и контроль с поощрением инициативы и креативности. Руководитель, придерживающийся демократического стиля, делегирует полномочия, разделяет ответственность и принимает решения на основе обсуждения с командой. Он ценит сознательное соблюдение дисциплины и взаимоуважение.
с) либеральный стиль. Либеральный стиль характеризуется снисходительностью к сотрудникам, отсутствием строгой дисциплины и контроля. Руководитель, придерживающийся либерального стиля, склонен к панибратству, перекладыванию ответственности в принятии решений и не проявляет достаточной требовательности [19].
……………………………………………………….
Список использованной литературы
1. Адизес И. Идеальный руководитель: почему им нельзя стать и что из этого следует. М.: Альпина Бизнес Букс, 2007. 140 с.
2. Аксенова Т.В., Снигур А.Р., Назаров А.А., Солнцева А.С., Воронова А.С. Стили руководства: оптимизация управленческой деятельности // StudNet. 2021. № 1. С. 72-77.
3. Альтманн Г.Х. Звездные часы лидерства. Лучшие стратегии управления в мировой истории. URL: https://readrate.com/rus/books/zvezdnye-chasy-liderstva-luchshie-strategii-upravleniya-v-mirovoy-istorii. Текст: электронный.
4. Андреева Г.М. Социальная психология. М.: Аспект пресс, 2016. 362 с.
5. Ануфриева Н.М., Зелинская Т.Н., Зелинский Н.Е. Социальная психология. К.: Каравелла, 2012. 263 с.
6. Афанасьева Л.А. Оценка социально-психологического климата в коллективе организации // Основы экономики, управления и права. 2021. № 1 (26). С. 17-22.
……………………………………………………….