Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Логопедическая помощь детям, имеющим риск нарушения речи, в дошкольной образовательной организации
ВВЕДЕНИЕ
Отсутствие нарушений речи выступает залогом успешной адаптации человека в любой социальной среде, что определяет практическую значимость формирования личности с самого раннего детства. Способность к формированию личности обеспечивается в том числе, уровнем общего интеллектуального и речевого развития, способствующим полноценному общению с взрослыми и сверстниками, а также более успешному овладению учебными умениями и навыками в школьном возрасте.
Первые годы жизни ребенка являются наиболее ответственным периодом в становлении линий развития его личности в познании мира, социализации, двигательного и речевого развития. В этот период активно развиваются сенсорные и моторные функции, эмоциональная сфера.
Мировые статистические данные настоящего времени вызывают тревогу – наблюдается значительный рост количества детей раннего возраста с задержкой речевого развития, которая часто проявляется в сочетании с отклонениями в общем развитии и может приводить к выраженным расстройствам психической, двигательной и речевой функции в последующем
…………………………………………………..
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ ВОПРОСА О РАННЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ДЕТЯМ В СОВРЕМЕННОЙ НАУЧНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
1.1. Закономерности развития речи в онтогенезе
Формирование речи у ребенка происходит в первые три года жизни. Развитие речи связано с деятельностью слуховой, двигательной и зрительной сенсорных систем, но зрительная система имеет меньшее значение, нежели слуховая.
Ведущим механизмом формирования грамматического строя речи является овладение ребенком закономерностями языка, языковыми обобщениями, что позволяет трансформировать смысл в речевые действия [8].
Условия формирования нормальной речи:
• сохранная центральная нервная система;
• наличие нормального слуха и зрения;
• активное речевое общение (прежде всего на уровне: "взрослый – ребенок", "ребенок — взрослый").
Условия формирования речи ребенка – это потребность общения, или коммуникации, создание благоприятной речевой среды, значимость материала [38].
Знание основных этапов развития речи поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы ребенка. Любое отклонение от возрастных норм должно насторожить и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. При несвоевременноv выявлении задержки речевого развития ребенка может быть пропущен благоприятный период для исправления нарушения.
Первый год жизни крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы:
первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций;
второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета);
третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета;
четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.
Первый этап (0 – 3 мес.)
Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, прослеживания взглядом за взрослым. Уже в этом возрасте можно активизировать развитие ребенка, т.к. с появлением комплекса оживления ребенок начинает нуждаться в постоянном общении. Нужно предлагать ребенку игрушки, разные по форме и цвету, громко звучащие, чаще играть с ним, передвигая игрушки, воспитывая зрительное сосредоточение и двигательные хватательные действия.
Второй этап (3 – 6 мес.)
К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.
Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: Со временем, в норме ребенок отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.
…………………………………………………..
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аксарина, Н.М. Воспитание детей раннего возраста / Н.М. Аксарина.М.: Медицина, 2007.304с.
2. Александрова, Л.Ю. Дифференциальная диагностика задержки речевого развития и индивидуальных речевых различий у детей из замещающих семей / Л. Ю. Александрова, С. В. Ваторопина // Концепт. 2014. № 03. С. 1 – 7.
3. Архипова, Е.Ф. Логопедическая помощь детям раннего возраста. Учебное пособие / Е.Ф. Архипова. М.: Мозаика-Синтез, 2015 . 256 с.
4. Браткова, М.В. Коррекционное обучение и развитие детей раннего возраста в играх со взрослым: учебное пособие / М.В. Браткова, А.В. Закрепина, Л.В. Пронина. М.: ПАРАДИГМА, 2013. 128 c.
5. Гаркуша, Ю.Ф. Диагностика и коррекция задержки речевого развития детей 2 - 2,5 лет. Онтогенез речевой деятельности: норма и патология: монографический сборник / Ю.Ф. Гаркуша. М.: «Прометей» МПГУ, 2005. С.248 -252.
6. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2007. 472 с.
…………………………………………………..