Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Эффективность нормативно-правовых актов и правовые средства её повышения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью глубокого понимания такой категории, как «эффективность нормативно-правового акта», и формирования четкой системы средств, которые призваны обеспечить такую эффективность.
Несмотря на кажущуюся очевидность смысла и содержания «эффективности» нормативных правовых актов в самом общем виде ее можно рассматривать как степень достижения поставленных законодателем целей (задач) – при попытке конкретизации, применительно к оценке отдельных нормативных правовых актов, незамедлительно возникают проблемы.
Например, можно задаться вопросом – насколько эффективен Уголовный кодекс Российской Федерации ? Согласно ст. 2 УК РФ, задачами Уголовного кодекса выступают: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечение мира и безопасности человечества, а также предупреждение преступлений.
…………………………………………..
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И ЗНАЧЕНИЕ НОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ
1.1. Понятие нормативного правового акта и его признаки
Понятие «нормативно-правовой акт» можно рассматривать как с точки зрения законодательства, так и с точки зрения науки.
Если говорить о легальном понятии, то в России на федеральном уровне такое понятие отсутствует, при этом оно встречается в региональном законодательстве (применительно к нормативным правовым актам органов государственной власти). Например, в соответствии с п. 1 ст. 2 Закона Кировской области от 25 сентября 2013 года № 325-ЗО «О нормативных правовых актах органов государственной власти Кировской области» , нормативный правовой акт органа государственной власти Кировской области – это официально опубликованный (обнародованный), вступивший в силу письменный документ, принятый (изданный) в пределах компетенции уполномоченного на то органа государственной власти Кировской области, устанавливающий правовые нормы (правила поведения), обязательные для неопределенного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, направленные на урегулирование общественных отношений либо на изменение или прекращение существующих правоотношений.
В соответствии со ст. 2 Закона Республики Марий Эл от 06 марта 2008 года № 5-З «О нормативных правовых актах Республики Марий Эл» , нормативный правовой акт Республики Марий Эл – это письменный документ, принятый (изданный) управомоченным органом государственной власти Республики Марий Эл в определенной законодательством форме, направленный на установление, изменение или отмену правовых норм, то есть обязательных предписаний постоянного или временного характера для неопределенного круга лиц, рассчитанных на многократное применение на территории Республики Марий Эл.
В Постановлении Государственной Думы Федерального Собрания РФ от постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 11 ноября 1996 г. № 781-II ГД «Об обращении в Конституционный Суд Российской Федерации» отмечается, что «нормативный правовой акт - это письменный официальный документ, принятый (изданный) в определенной форме правотворческим органом в пределах его компетенции и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм. В свою очередь, под правовой нормой принято понимать общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение» .
…………………………………………..
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации, принята 12 декабря 1993 года (в ред. от 05.10.2022) // Российская газета. - 2022. - № 201.
2. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации от 24.07.2002 № 95-ФЗ // Российская газета. – 2002. - № 137.
3. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 № 138-ФЗ // Российская газета. – 2002. - № 231.
4. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ // Российская газета. – 2001. - № 256.
5. Федеральный конституционный закон от 04.10.2022 № 5-ФКЗ (ред. от 26.12.2024) «О принятии в Российскую Федерацию Донецкой Народной Республики и образовании в составе Российской Федерации нового субъекта - Донецкой Народной Республики» // Российская газета. – 2022. - № 226.
…………………………………………..