Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Современные подходы к совершенствованию контрактной системы в Московской области
Введение
Актуальность исследования проблем развития контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок Российской Федерации определяется структурными проблемами функционирования данной системы в контексте угроз ухудшения публичных финансов на всех уровнях управления. В проведенном Счетной палатой Российской Федерации мониторинге развития системы государственных и корпоративных закупок в Российской Федерации в 2021-2022 годах отмечается ряд структурных проблем рассматриваемой системы. В частности, отмечается, что эффективность системы государственных и муниципальных закупок в части конкуренции и экономии средств не демонстрирует существенных изменений с уровня 2014 г.
Для российской экономики сферы государственных и муниципальных закупок, во многом, по своим объемным показателям достигла значений развитых стран – на нее приходится порядка 25% распределяемого ВВП. При этом сохраняется широкая совокупность проблем в использовании этих средств. В широкой совокупности источников отмечается ряд проблем функционирования системы государственных и муниципальных закупок, в том числе – в сфере соблюдения ключевых принципов открытости, конкуренции. В подобных условиях не обеспечивается использование всех возможностей функционирующей контрактной системы в сфере государственных и муниципальных закупок. Если во многих развитых странах эта система становится одним из действенных инструментов стимулирования экономики и решения социально и экономически значимых задач, то в Российской Федерации преимущественно доминирует обеспечительная функция государственных и муниципальных закупок.
………………………………….
1 Теоретико-методологические основы контрактной системы
1.1 История развития контрактной системы закупок
История становления системы государственных закупок уходит своими корнями глубоко в прошлое.
В июле 1654 года государь Алексей Михайлович издал Указ об условиях доставки муки и сухарей в город Смоленск. Царь повелел отправить грамоты воеводам в близлежащие города, московским боярам и купцам, которые согласились бы отвезти муку и сухари в Смоленск. За перевоз определенного объема груза царские люди торговались с купцами «по сороку и по сороку по пяти алтын и по полуторы рубли». При этом сам хлебный груз освобождался от пошлины. На тот момент в Русском Государстве не было системы государственных закупок в том виде, в котором мы ее видим сегодня. Но в то же государство оформляло заказы, производило отбор поставщиков, назначало условия поставок. Условия проведения заказа строились по принципу экономической выгоды и рациональности, как для поставщика, так и для заказчика. Уже в то время прослеживаются первые признаки государственного заказа. К таким признакам относится поиск исполнителей, публичность и объявленные заранее условия.
Во времена правления Петра I появляются первые публичные конкурсы и торги. Рассчитанная на возможных поставщиков информация о
государственном заказе размещалась на вывески городских ворот.
На данной вывеске содержалась информация об условиях заказа, ценах, о возможных льготах и преференциях для поставщиков, также размещали информацию об уже заключенных контрактах, исполнителях.
Канцелярия Сената была уполномоченным и ответственным лицом за информацию о контрактах. Для участия в государственном заказе мог быть представлен любой купец, добропорядочность и ответственность которого подтверждалась уважаемыми боярами и дворянами.
Для тех купцов, поставщиков которые получали контракт и не выполняли его, были предусмотрены наказания в виде пеней и штрафов.
Размер штрафных санкций определялся непосредственно Государем. Были случаи, когда сумма штрафа в два раза превышала стоимость заказа. Также денежными штрафами наказывали как самого купца, так и тех, кто за него поручился.
В конце 20-х гг. ХХ в. новая экономическая политика была ликвидирована и страна стала переходить к плановой экономической системе.
В это время публичные торги существовали формально, в начале 30-х гг. публичные торги и конкурсы уже не проводились, конкурсная система закупок в СССР, кроме аукционов, перестала существовать.
После распада СССР и переходу к рыночной экономике, происходила трансформация законодательства страны, в том числе трансформации требовали законы в контрактной сфере. Стояла задача на создание законодательства которое отвечало бы социально-политическим требованиям новой России. В середине 90-х создается законодательный фундамент, ставший основой для современной системы государственных закупок.
В 1999 году был принят федеральный закон «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» N 97-ФЗ. Этот закон первым законодательным актом, который стал регламентировать сферу государственных закупок в РФ.
………………………………….
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации (установлена общим голосованием 12.12.1993) (а также поправки, зарегистрированные законами Российской Федерации О внесении изменений в Конституцию Российской Федерации с Тренто.12.2008 № 6-ФКЗ, с Тренто. 12.2008 № 7ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.03.2014 № 6-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11ФЗ). - Москва: Эксмо, 2018. - тридцать два, вместе, С.
2. ГК РФ законов Российской Федерации (пункт 2) от 26.01.1996 n четырнадцать-ФЗ (изд. с 18.03.2019, с тока. от 03.07.2019) / / консультант. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/817c75fc7c9e294940de2d6c4284eff50daf3d01/,
3. Федеральное постановление № 60-ФЗ от 13.12.1994 (с поправками от 13.07.2015)"о поставках продукции для федеральных государственных нужд". - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5205/,
4. Федеральный закон от 18.07.2011 N 223-Ф3 (ред. от 05.12.2022) «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» // Собрание законодательства РФ, N 30, 25.07.2011, ст. 4571)
………………………………….