Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Устойчивые лексико-грамматические формы выражения семантики оценки в речи спортивного журналиста.
Данная работа посвящена лингвистическому исследованию устойчивых лексико-грамматических форм выражения семантики оценки в речи спортивного журналиста. Актуальность темы исследования обусловлена развитостью современного спортивного дискурса как самостоятельной речевой и социальной сферы, большой значимостью спорта и рассуждения о нем в жизни современного человека. Люди разного возраста, пола, сфер деятельности участвуют в спортивной жизни как активно, так и пассивно, следя за новостями из мира спорта. В связи с повышенным интересом к спортивным событиям и известным людям из мира спорта (спортсменам, тренерам, судьям) на сегодняшний день существует множество печатных и онлайн-изданий, посвященных спорту. В настоящее время такие медиа все чаще перемещаются в формат спортивных веб-сайтов и блогов, размещаемых в социальных сетях, что делает процесс ознакомления со спортивными событиями для массовой аудитории проще.
Актуальность данного исследования также обусловлена тем, что спортивные журналисты и блогеры активно борются за читателей, прибегая для этого к разным формам выражения семантики оценки, чтобы привлечь внимание аудитории за счет повышенной экспрессивности.
……………………………………………………………
ГЛАВА I. СПОРТИВНЫЙ РЕПОРТАЖ И БЛОГ КАК ЖАНРЫ СОВРЕМЕННОГО МЕДИАРЕСУРСА И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
1.1. Спорт как область оценки в жизни современного человека
Спорт представляет собой один из наиболее значимых феноменов культуры и идеологии, в связи с чем привлекает активное внимание каждого человека в той или иной степени. Спорт является «универсальной идеологемой, обладающей этноспецифическими чертами и объективированной в спортивном дискурсивном пространстве, прежде всего в спортивном журналистском дискурсе» [Малышева 2016, с. 71].
1.1.1. История спорта как источников формируемой оценки
Появление спорта и его развитие до социального института, каким он является в современном XXI в., имеет истоки еще с самого зарождения человеческой цивилизации. Первичным истоком спорта стало развитие и демонстрация силы и выносливости человека. Однако сегодня существует несколько теорий относительно появления этого масштабного феномена:
- теория игры и труда, согласно которой спорт появился в жизни человека в связи с активным физическим и умственным развитием людей, что стало возможным благодаря трудовой деятельности: поднятию тяжестей, охоте, стрельбе из лука, игре с мячом, военному делу и др. [Голощапов 2013, с. 5];
- теория магии, согласно которой спорт происходит из культурной и животнообразной природы, из ритуальных и сакральных подсмыслов спорта, например, древние ирландцы, для того, чтобы символически перенять силу и смелость своих врагов, играли их отрубленными головами [Алексеев, Ильченко 2023, с. 13];
- теория излишней биологической энергии, согласно которой физическая культура является, прежде всего, инстинктом [Алексеев, Ильченко 2016, с. 10];
- марксистская теория, согласно которой спорт стал необходимостью, поскольку людям требовалось подготовиться к воздействию на окружающий мир с целью добычи жизненных благ (например, охотнику нужно было быть выносливым в беге, уметь плавать, метать копье и т.п.) [Алексеев, Ильченко 2016, с. 11].
Таким образом, спорт имеет давнюю историю развития, неотъемлемую от выражения оценки действительности говорящим. В первобытном и рабовладельческом обществе спорт, а точнее, его зачатки, стали использоваться как физические упражнения с целью добывания материальных благ. В обществе Древнего Рима спорт получил классовый характер и стал достоянием свободных граждан (рабовладельцев), начал применяться для военно-физической подготовке подрастающего поколения. В Средние века спорт еще больше отделился от трудовой и военной деятельности людей, а также от религии, которая (за исключением буддизма) негативно оценивала физические упражнения. В период Возрождения стали появляться теоретические трактаты ученых об организации физического воспитания, а также первые попытки введения спорта в образовательную систему. При этом в разных странах развитие спорта шло собственным путем. Так, в восточных странах спорт больше других стран сохраняет свои древние корни, требует соблюдения традиций, особого дресс-кода; в Европе физическое воспитание стали раньше других включать в программу школьного обучения (например, в Германии, в Швеции), спорт стал проникать в научную сферу (в биологию, биомеханику, спортивную физиологию). В довоенный период спорт был милитаризирован и считался средством военно-физической подготовки молодежи [Голощапов 2013].
………………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И ИСТОЧНИКОВ
1. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Основы спортивной журналистики: Учеб. пособие для студентов вузов. М.: Издательство «Аспект Пресс», 2016. 240 с.
2. Алексеев К. А., Ильченко С. Н. Спортивная журналистика: Учеб. пособие. М.: Издательство Юрайт, 2023. 428 с.
3. Антипина Е. С., Усов Р. П. Специфика языка спортивных журналистов (на примере языковой личности Алексея Гусева) // Global & Regional Research. 2020. Т. 2, № 3. С. 226-231.
4. Бабенко Л. Г. Русская эмотивная лексика как функциональная система: автореф. дис. … докт. филол. наук. Свердловск: Уральский государственный университет, 1990. 31 с.
5. Базунов Б. А. Спорт. ХХ век: Хроника отечественного и мирового спорта: события, персонажи, рекорды. М.: Сов. спорт, 2001. 375 с.
6. Баранов В. В., Слюсаренко Е. А. Спортивная печать Российской Федерации (1990–2000) // Типология периодической печати; под ред. М. В. Шкондина, Л. Л. Реснянской. М., 2007. С. 204-216.
………………………………………………………