Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Изучение особенностей лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ТНР
Введение
Особенности развития речи ребёнка с ТНР определяют важность поиска путей формирования лексической стороны речи, в том числе лингвистического учебно-терминологического словаря. Проблема обучения грамматическим нормам родного языка актуальна, что явствует из работ А. Н. Гвоздева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, А. М. Шахнаровича, А. Г. Арушановой и других. Развитие грамматического строя речи в онтогенезе описано в работах А.Н.Гвоздева, Т.Н.Ушаковой, А.М.Шохнаровича, Д.Б.Эльконина. Формирование грамматического строя речи осуществляется лишь на основе определенного когнитивного развития ребенка. Обычно у нормально развивающегося ребенка овладение такими навыками происходит в процессе общения со взрослыми, он усваивает грамматический строй речи на уровне подсознания. Ребенок понимает, что означает та или другая форма, прежде чем начнет ее использовать в речи.
……………………………………….
Изучение особенностей лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ТНР
1. Особенности лексико-грамматического строя речи у младших школьников с ТНР
Одним из наиболее распространенных нарушений среди детей с ОВЗ младшего школьного возраста является тяжелое нарушение речи.
Основной признак тяжелого нарушения речи - резко выраженная ограниченность средств речевого общения при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Дети, страдающие такими нарушениями, обладают скудным речевым запасом, некоторые совсем не говорят. Для тяжелых нарушений речи характерно общее ее недоразвитие, что выражается в неполноценности как звуковой, так и лексической, грамматической сторон речи. Вследствие этого у большинства детей с тяжелыми нарушениями речи наблюдается ограниченность мышления, речевых обобщений, трудности в чтении и письме. Все это затрудняет усвоение основ наук, несмотря на первичную сохранность умственного развития.
Важно отметить, что ТНР - это а собирательный диагноз, включающий в себя целый перечень различных медицинских и логопедических диагнозов, к ним можно отнести: сенсорную, моторную и сенсо-моторную алалию, афазию, тяжелую степень дизартрии, ринолалию, заикание. Для обучающихся с ТНР характерны: нарушение звукопроизношения; недоразвитие фонетического восприятия, смешивание звуков близких по артикуляции; речевые аграмматизмы, носящие постоянный характер; трудности при использовании в речи трудных по составу и структуре слова; трудности в звуко-буквенном анализе; трудности в построении распространенных предложений; сложности в составлении рассказов; трудности в пересказе, как правило он представляет собой перечисление отдельных действий и предметов.
У каждого из дефектов имеются нарушения всех категорий речи - фонетической, фонематической, грамматической. Лексическая сторона речи наиболее подвергнута нарушениям у обучающихся с ТНР. Ее дефектное состояние обуславливает невозможность усвоения грамматики, связной речи, что приводит к низкой успеваемости по адаптированной основной общеобразовательной программе и несформированности коммуникативных навыков у обучающихся.
При формировании грамматического строя речи ребенок усваивает сложную систему грамматических закономерностей на основе анализа речи окружающих, выделяет общие правила грамматики на практическом уровне, обобщает эти правила и закрепляет в собственной речи.
Развитие морфологических и синтаксических систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появляются новые формы слова, которые способствуют усложнению структуры предложения, и наоборот, усложнение структуры предложения способствует появлению и закрепляет новые грамматические формы слов.
……………………………………….
Список использованных источников
1. Гвоздев А. Н. Формирование у ребенка грамматического строя русского языка // Вопросы изучения детской речи. - Москва : Творческий центр Сфера, 2007. - 470, [1] с.
2. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М, Филичева Т.Б. Преодоление задержки речевого развития у дошкольников. - Москва : Просвещение, 1973. – 222 с.
3. Комаров К.В. Методика обучения русскому языку в школе для детей с ТНР.- - Москва : Оникс 21 век, 2005. - 222, [1] с.
4. Лалаева Р.И, Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с ОНР. - СПб.: Союз, 2001. – 218 с.
5. Левина Р.Е. Нарушение письма у детей с нарушением речи. - М.: 1961. – 311 с.
6. Максаков А.И. Правильно ли говорит ваш ребенок : пособие для воспитателей и родителей : для занятий с детьми от рождения до 7 лет / А.И. Максаков. - 3-е изд., испр. и доп. - Москва : Мозаика-Синтез, 2005. - 148, [2] с.
7. Матвиенко, Е.Н. Основные направления коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с тяжёлыми нарушениями речи [Текст] / Е.Н. Матвиенко, О.Д. Минаева // Молодой ученый. - 2017. - № 26 (160). -С. 169-170
……………………………………….