Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Театральный текст» на рубеже веков в рассказах А.П. Чехова, А.С. Суворина, Н.А. Лейкина, А. Аверченко и др.
Французский философ и литературовед Р. Барт определял театральность следующим образом: «Что такое театральность? Это театр минус текст, это густота ощущений и знаков, возводимая на сцене на основе написанного, и это особого рода одновременное восприятие чувственных воздействий — жестов, тона, расстояний, материальных субстанций, световых эффектов — при котором текст утопает в полноте проявлений этого внешнего языка» [1, с. 60].
Семиотик Ю. Лотман утверждал, что текст являет собой «сложное устройство, хранящее многообразные коды, способное трансформировать получаемые сообщения и порождать новые, как информационный генератор, обладающий чертами интеллектуальной личности» [6, с. 130].
Теоретик и историк театра А. Юберсфельд определяет театральный текст как «систему знаков различной природы, как относящуюся если не полностью, то, по крайней мере, частично к процессу коммуникации потому, что она содержит сложную серию отправителей (в тесной связи одних с другими), серию сообщений (в тесной связи одних с другими, по чрезвычайно точным кодам), множественного, но расположенного в одном месте реципиента» [19, с. 194].
Более того, Юберсфельд к тому же придерживается следующей позиции: по ее мнению, лингвистическая система представляет собой одну из совокупности нескольких взаимосвязанных систем, которые собой и составляют то самое театральное зрелище. В исследовании «Читая театр» Юберсфельд упоминает, что любое представление человека о театре должно в целом рассматриваться непосредственно сквозь призму письменных текстов. Последние в свою очередь неразрывно связаны с театральным их исполнением. К тому же, по словам критика, письменный текст понимается как определенная текстовая система, и ее практически невозможно отделить от «синхронных знаков» воплощения физической системы текста. В этом контексте языковой элемент традиционного театрального текста можно понимать как семиотическую систему (точнее, как одну из них), на основе которой выстроено театральное событие. Юберсфельд подчеркивает, что существование театрального текста зависит от его связи с другими системами.
Указывая на то, что театр по сути своей представляет комплекс из диалектических и взаимозависимых отношений между физическим (письменным) текстом и его исполнением, Юберсфельд напоминает, что установленное разделение между этими категориями привело в свое время к выдвижению на первый план письменного/устного текста над остальными семиотическими системами, из которых складывается театральное событие.
....................................
Список литературы
1. Барт Р. Театр Бодлера // О театре. Москва: Наука, 2014. 176 с.
2. Волков С. История культуры Санкт-Петербурга. Москва: «Эксмо», 2008. 572 с