Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме современная физическая картина мира
Введение
Человек - с момента его появления как биологического вида на протяжении всего своего существования пытается осмыслить окружающий мир, разобраться в его устройстве и определить себя в нём. Естественно, что с развитием самого человека его взгляды на мир менялись: от языческих богов до теории белковой жизни. В процессе познавания мира человек открывал для себя всё новые и новые явления природы, которые не могли существовать по отдельности друг от друга. Начался процесс объединения и познания мира как единое целое. Впоследствии образовалась наука философия, из которой вытекли все известные науки.
…………………………..
1. Теоретические концепции картины мира начала XX в.
1.1 Создание специальной теории относительности
В начале XX в. на смену классической механике пришла новая фундаментальная теория — специальная теория относительности (СТО) созданная усилиями ряда ученых, прежде всего А. Эйнштейном, она позволила непротиворечиво объяснить многие физические явления, которые не укладывались в рамки классических представлений. В первую очередь это касалось закономерностей электромагнитных явлений в движущихся телах .
Создание теории электромагнитного поля и экспериментальное доказательство его реальности поставили перед физиками задачу выяснить, распространяется ли принцип относительности движения, справедливый для механических явлений, на явления, присущие электромагнитному полю. Во всех инерциальных системах (т.е. движущихся прямолинейно и равномерно друг по отношению к другу) применимы одни и те же законы механики. Но справедлив ли принцип для немеханических явлений, особенно тех, которые представлены полевой формой материи в частности электромагнитных явлений?
Вместе с тем ряд опытов, которые были поставлены еще в 19в. показал, что скорость света всегда одинакова во всех системах координат независимо от того, движется ли излучающий его источник или нет, и независимо от того, как он движется.
Все эти противоречия привели к тому, что на рубеже ХIХ — XX вв. развитие физики привело к осознанию противоречий и несовместимости трех принципиальных положений классической механики:
1) скорость света в пустом пространстве всегда постоянна, независимо от движения источника или приемника света;
2) в двух системах координат, движущихся прямолинейно и равномерно друг относительно друга, все законы природы строго одинаковы, и нет никакого средства обнаружить абсолютное прямолинейное и равномерное движение (принцип относительности);
3) координаты и скорости преобразовываются из одной инерциальной системы в другую согласно классическим преобразованиям Галилея.
Было ясно, что эти три положения не могут быть объединены, поскольку они несовместимы. Долгое время усилия физиков были направлены на то, чтобы попытаться каким-либо образом изменить первые два положения, оставив неизменным третье как само собой разумеющееся.
Внутренней логикой своего развития физика подводилась к необходимости найти нестандартный путь в разрешении этого фундаментального противоречия.
В сентябре 1905 г. в немецком журнале появилась работа А. Эйнштейна «К электродинамике движущихся тел». Эйнштейн сформулировал основные положения СТО, которая объясняла и отрицательный результат опыта Майкельсона, и смысл преобразований Лоренца и, кроме того, содержала новый взгляд на пространство и время.
…………………………..
Список литературы
1. Айзенцон А.Е. Курс физики / А.Е. Айзенцон - М.: Высшая школа, 1996.
2. Брюханов, А.В. Толковый физический словарь / А.В. Брюханов, Г.Е. Пустовалов, И.В. Рыдник - М.: Русский язык, 1988.
3. Грибов, Л.А. Основы физики / Л.А. Грибов, Н.И.Прокофьева - М.: Гардарика, 1998.
4. Джанколи Д. Физика: В 2-х т. Т. 1: Пер. с англ. - М.: Мир, 1989. – 656 с., ил.
5. Дикусар, Л.Д. Физика. Контрольные работы и методическое руководство для самостоятельной работы студентов очно-заочной и заочной формы обучения / Л.Д. Дикусар - Новосибирск: СГГА, 2002.
6. Дущенко В. П., Кучерук И. М. Общая физика. – К.: Высшая школа, 1995.
7. Енохович А. С. Краткий справочник по физике. – 2-е изд., перераб и доп. – М.: Высшая школа, 1976. – 288с., ил.
…………………………..