Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Контрольная работа по логике (вариант 29)
1. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину). Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами полученных понятий. Назовите отношения, в которых попарно состоят эти понятия, и обоснуйте, почему в каждом случае имеет место именно такое, а не другое отношение.
А - однопосылочное умозаключение, посылка и заклю¬чение которого совместимы по истине, В - однопосы¬лочное умозаключение, посылка и заключение которого совместимы по лжи, С - однопосылочное умозаключе¬ние, посылка и заключение которого частично совмес¬тимы, D - однопосылочное умозаключение, посылка и заключение которого противоположны, Е - правильное умозаключение.
2. Сопоставьте каждому указанному термину некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину). Произведите какие-либо обобщения и ограничения данного понятия. Опишите использованный вами способ выполнения этих операций. Изобразите с помощью круговой схемы отношений между объемами полученных понятий.
Единичное понятие
3. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение каждому термину). Установите, правильно ли произведено деление понятия, сопоставленного тому термину, к которому относится глагол «делится». Для каждого правила деления обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношений между объемами делимого понятия и членов деления.
4. Установите, правильно ли дано определение термину. Для каждого правила определения обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношение между множеством предметов, обозначаемых данным термином, и объемом понятия, содержанием которого является определяющая (правая) часть данного определения.
5. Установите отношение между простыми суждениями А и В при помощи таблицы истинности. К какому типу относится непосредственное умозаключение, посылкой которого является А, а заключением – В? Исходя из установленного отношения обоснуйте правильность или неправильность такого умозаключения.
А - Некоторые понятия не являются пустыми. В - Кое-что из того, что не является пустым, не является поня¬тием.
6. Произведите отрицание простого реляционного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
Любые два логически истинных суждения находятся в отношении эквивалентности.
7. Установите отношение между сложными суждениями А и В при помощи таблицы истинности.
А - Если X сдаст логику и Y сдаст, то и Z сдаст. В - Ес¬ли X сдаст логику, a Z не сдаст, то и Y не сдаст.
8. Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
Если все суждения в этой контрольной работе заменить на противоречащие им суждения, то все правильно ре¬шенные задания превратятся в неправильно решенные, а все неправильно решенные задания превратятся в пра¬вильно решенные.
9. Установите правильность или неправильность простого категорического силлогизма. Для каждого общего правила силлогизма обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Если силлогизм является неправильным, изобразите с помощью круговой схемы такое отношение между множествами S, P и М, при котором обе посылки силлогизма будут истинными, а заключение – ложным. Подберите какие-нибудь понятия, отношения между объемами которых будут соответствовать данной схеме.
Все законы логики являются формулами, эквивалент¬ными формуле «Если А, то А». Все формулы, эквива¬лентные формуле «Все S суть S», являются законами логики. Следовательно, все формулы, эквивалентные формуле «Если А, то А», эквивалентны формуле «Все S суть S».
10. Установите правильность или неправильность умозаключения из сложных суждений, используя табличный метод.
Если данное умозаключение правильное, то его посыл¬ки совместимы по истине или его заключение является логически истинным суждением. Посылки данного умо¬заключения несовместимы по истине. Следовательно, или оно неправильное, или его заключение не является логически истинным суждением.