Выдержка из работы:
Некоторые тезисы из работы по теме Контрольная работа по логике (вариант 1, 24)
ВАРИАНТ 1
1. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов неко¬торое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте опреде¬ление каждому термину). Изобразите с помощью круго¬вой схемы отношения между объемами полученных по¬нятий. Назовите отношения, в которых попарно состоят эти понятия, и обоснуйте, почему в каждом случае име¬ет место именно такое, а не другое отношение.
А – ружье, В – двуствольное ружье, С – охотничье ружье, D – орудие преступления, Е – приклад охотничьего ружья.
2. Сопоставьте указанному термину некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение терми¬ну). Произведите какие-либо обобщения и ограничения данного понятия. Опишите использованный вами спо¬соб выполнения этих операций. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами получен¬ных понятий.
СНГ (Содружество независимых государств)
3. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов неко¬торое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте опреде¬ление каждому термину). Установите, правильно ли произведено деление понятия, сопоставленного тому термину, к которому относится глагол «делиться». Для каждого правила деления обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами делимого понятия и членов деления.
Юристы делятся на адвокатов, прокуроров, следователей и чиновников, имеющих юридическое образование.
4. Установите, правильно ли дано определение термину. Для каждого правила определения обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношение между множеством предме¬тов, обозначаемых данным термином, и объемом поня¬тия, содержанием которого является определяющая (правая) часть данного определения.
Дорожное движение – совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог.
5. Установите отношение между простыми суждениями А и В при помощи таблицы истинности. К какому типу относится непосредственное умозаключение, посылкой которого является А, а заключением - В? Исходя из ус¬тановленного отношения обоснуйте правильность или неправильность такого умозаключения.
А – Лицо, виновное в совершении преступления, подлежит уголовной ответственности. В – Лицо, невиновное в совершении преступления, не подлежит уголовной ответственности.
6. Произведите отрицание простого реляционного сужде¬ния. Назовите отношение, в котором находятся исход¬ное суждение и суждение, полученное в результате от¬рицания.
Некоторые российские города расположены севернее любого украинского города.
7. Установите отношение между сложными суждениями А и В при помощи таблицы истинности.
А – Либо X знает Y, либо Y не знает X. В – Если Y знает Х, то X не знает Y.
8. Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
Если третье лицо предъявит к покупателю иск об изъятии товара, покупатель обязан привлечь продавца к участию в деле, а продавец не обязан вступать в это дело на стороне покупателя.
9. Установите правильность или неправильность простого категорического силлогизма. Для каждого общего пра¬вила силлогизма обоснуйте его соблюдение или несо¬блюдение. Если силлогизм является неправильным, изобразите с помощью круговой схемы такое отноше¬ние между множествами S, Р и М, при котором обе по¬сылки силлогизма будут истинными, а заключение -ложным. Подберите какие-нибудь понятия, отношения между объемами которых будут соответствовать данной схеме.
Некоторые стиральные порошки отстирывают даже самые стойкие пятна. Специалистами доказано, что томатный кетчуп в пластиковой упаковке не обладает специфическими свойствами стирального порошка. Стало быть, ему не под силу отстирать хоть сколько-нибудь трудное пятно.
10. Установите правильность или неправильность умозак¬лючения из сложных суждений, используя табличный или сокращенный табличный способ решения задачи.
Когда идет дождь, есть риск промокнуть. Но если мы остаемся дома, такого риска нет. Значит, в случает дождя мы неизменно оказываемся на улице.
ВАРИАНТ 24
1. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов неко¬торое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте опреде¬ление каждому термину). Изобразите с помощью круго¬вой схемы отношения между объемами полученных по¬нятий. Назовите отношения, в которых попарно состоят эти понятия, и обоснуйте, почему в каждом случае име¬ет место именно такое, а не другое отношение.
А – непосредственное умозаключение, В – умозаключение по логическому квадрату, С – умозаключение, единственной или одной из нескольких посылок которого является суждение логической формы «Все S суть Р», D – умозаключение логической формы «Все S суть Р, следовательно, все Р суть S», Е – правильное умозаключение.
2. Сопоставьте указанному термину некоторое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте определение терми¬ну). Произведите какие-либо обобщения и ограничения данного понятия. Опишите использованный вами спо¬соб выполнения этих операций. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами получен¬ных понятий.
Энтимема.
3. Сопоставьте каждому из перечисленных терминов неко¬торое понятие путем указания на признаки, образующие содержание этого понятия (иначе говоря, дайте опреде¬ление каждому термину). Установите, правильно ли произведено деление понятия, сопоставленного тому термину, к которому относится глагол «делиться». Для каждого правила деления обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношения между объемами делимого понятия и членов деления.
Несовместимые понятия делятся на противоречащие, противоположные, исчерпывающие предметную область и взаимно пустые.
4. Установите, правильно ли дано определение термину. Для каждого правила определения обоснуйте его соблюдение или несоблюдение. Изобразите с помощью круговой схемы отношение между множеством предме¬тов, обозначаемых данным термином, и объемом поня¬тия, содержанием которого является определяющая (правая) часть данного определения.
Правильное двухпосылочное умозаключение – это такое умозаключение, что импликативная формула, антецедент которой – дизъюнкция логических форм посылок, а консеквент – логическая форма заключения данного умозаключения, представляет собой закон логики.
5. Установите отношение между простыми суждениями А и В при помощи таблицы истинности. К какому типу относится непосредственное умозаключение, посылкой которого является А, а заключением - В? Исходя из ус¬тановленного отношения обоснуйте правильность или неправильность такого умозаключения.
А – Некоторые люди едят себе подобных. В – Все людоеды – это люди.
6. Произведите отрицание простого реляционного сужде¬ния. Назовите отношение, в котором находятся исход¬ное суждение и суждение, полученное в результате от¬рицания.
Каждый студент пытался решить хотя бы одну задачу по логике.
7. Установите отношение между сложными суждениями А и В при помощи таблицы истинности.
А – Зимой мы болеем гриппом или ангиной. В – Если мы заболеем одновременно гриппом и ангиной, значит, точно наступила зима.
8. Произведите отрицание сложного суждения. Назовите отношение, в котором находятся исходное суждение и суждение, полученное в результате отрицания.
Если в составе суждения А входят переменные p и q, а в состав суждения В не входят ни р, ни q, то А и В находятся в отношении противоположности.
9. Установите правильность или неправильность простого категорического силлогизма. Для каждого общего пра¬вила силлогизма обоснуйте его соблюдение или несо¬блюдение. Если силлогизм является неправильным, изобразите с помощью круговой схемы такое отноше¬ние между множествами S, Р и М, при котором обе по¬сылки силлогизма будут истинными, а заключение -ложным. Подберите какие-нибудь понятия, отношения между объемами которых будут соответствовать данной схеме.
У всех слонов есть хобот. Некоторые обитатели Африки – слоны. Следовательно, у некоторых обитателей Африки нет хобота.
10. Установите правильность или неправильность умозак¬лючения из сложных суждений, используя табличный или сокращенный табличный способ решения задачи.
Если бы у людей были крылья, то они бы вили гнезда на деревьях или скалах. Но люди вообще не вьют гнезд. Следовательно, у них нет крыльев.